УДК 37

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ

№25,

Педагогические науки

Гасимова Зилия Камилевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент кафедры ТиМДиНО.


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ; РЕЧЬ; ДОШКОЛЬНИК; ПРЕДМЕТНЫЙ МИР; DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY; SPEECH; PRE-SCHOOLER; THE SUBJECT WORLD.


Аннотация: Статья посвящена проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром.

Речь — это довольно трудная мыслительная деятельность, разделенная на различные виды и формы. Речь — это специфическая функция человека, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, становясь развитой системой средств общения и опосредуя различные психические процессы.

Эмоциональное общение считается стержневым, главным содержанием отношений между взрослым и ребенком в подготовительном периоде речевого развития — в первый год жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на нежный разговор с ним. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предшествует его речи, улыбкой он как бы указывает на свою готовность к общению. Это эмоциональное общение, а не речь, но оно закладывает фундамент будущей речи, будущей коммуникации через понимание произносимых и понимаемых слов.

Д. Б. Эльконин считает, что «первая потребность, которую мы должны сформировать в ребенке, — это потребность в другом человеке» [4].

Ребенок стремится к достижению общих взглядов со взрослыми. Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин М. С. Денисов, М. Ю. Лермонтов. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в «комплекс перерождения», представляющий собой тип социального поведения ребенка. По их мнению, реакция пробуждения — это начало речевого развития ребенка [2].

В настоящее время современные психолингвистические и психолого-педагогические исследования базируются на двух принципах: принципе развития и принципе деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов происходит в тесном взаимодействии друг с другом.

Речевое развитие ребенка складывается оптимально, когда он общается индивидуально со взрослыми. Ребенок должен не только чувствовать себя эмоционально вовлеченным в свою жизнь, но и постепенно видеть лицо говорящего взрослого на близком расстоянии. Недоступность речевого общения с ребенком значимо воздействует на его развитие, причем не только речевое, но и общее психическое.

Речь сложная мыслительная деятельность, разделенная на различные виды и формы. Также речь специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речь проходит несколько стадий развития, становясь развитой системой средств коммуникации и опосредуя различные психические процессы. На третьем году жизни ребенка происходит значительное изменение его отношений с окружающими, обусловленное ростом способностей ребенка и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети стараются вести себя как взрослые, но им нужны оценки, которые взрослые дают их поступкам и действиям; они внимательно слушают объяснения и часто начинают задавать взрослым вопросы (что это такое? как же так? почему? — куда же это?»). Следовательно, ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его умственного развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие различных форм общения между детьми и их сверстниками является важнейшей задачей педагогики раннего детства.

Под управлением взрослых у ребят быстро улучшается речь. С его развитием восприятие ребенком предметов и явлений делается больше четким и осознанным. Дети стараются найти сходство между предметами, сравнить их и установить между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но поскольку опыт детей еще очень ограничен, а их знания недостаточны, они часто делают обобщения, основанные на случайных признаках (например, «это паркет», — объясняет учителю мальчик двух лет и шести месяцев, увидев изображение черепахи и проведя пальцем по ее панцирю).

Предметный мир имеет большое значение для развития дошкольников, то есть он окружает их с момента рождения и сопровождает всю их жизнь. Одновременно с приобщением дошкольников к окружающей действительности расширяется и словарь.

Усвоение лексики является основой речевого развития детей, так как слово является важнейшей единицей языка. Содержание речи отражает словарь. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети учат слова, необходимые для их жизни и общения с другими людьми. Наблюдение и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, которые при правильном руководстве обязательно должны быть переплетены с соответствующим словом.

Словарный запас дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном улучшении (семантическая точность употребления синонимов, уточнение значения слов, понимание образных значений, антонимов, многозначных слов). Ведущей задачей лексической работы считается расширение и активизация словарного запаса, в базе которого лежит введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, обогащение, антонимических пар и многозначных слов.

Л. С. Выготский изучал процесс усвоения детьми значения слов, который показал, что ребенок переходит от случайного и незначительного к существенному. На каждом этапе развития ребенок понимает содержание этого слова по-разному. Полнота и корректность отражения фактов, признаков или связей, которые реально существуют и изменяются в ходе развития ребенка.

Работа по созданию словаря начинается с занятий, посвященных первоначальному знакомству с предметами. Эту роль выполняют занятия-презентации предметов и их изображений, действия с ними, а также игры-занятия типа «дай медведю чаю», «одень куклу на прогулку» и др.

Главная цель этих занятий — ввести в речь детей названия предметов и некоторые действия с ними. Только правильно организовав свое восприятие, вы сможете решить эту проблему. Более действенными методами тут станет те методы, которые привлекают внимание ребенка к объекту, действию — это неожиданное появление и исчезновение объекта, его движение, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. В этом случае имена повторяются много раз. В следующий момент урока слово должно быть использовано как сигнал, знак этого предмета. Для этого вы обычно создаете ситуацию поиска и задаете вопрос: где находится предмет? (А где же кукла? А где же мяч? Поймав ребенка, активно ищущего недостающий предмет, учитель показывает его снова.

Таким образом, слово ассоциируется с самим объектом, его образом и становится «известным». После этого учитель пытается вызвать активное подражание — повторение ребенком слова, когда предмет появляется или исчезает. В классах слово фиксируется предметами, где дети по указанию учителя выбирают один предмет среди других, приносят их, показывают знакомые предметы и действуют с ними по-разному.

В целом содержание словарной работы базируется на постепенном расширении, углублении и обобщении знаний детей о предметном мире. Речевое развитие детей формируется оптимально тогда, когда они общаются индивидуально со взрослыми. Дети должны не только чувствовать себя эмоционально вовлеченными в свою жизнь, но и постепенно видеть лицо говорящего взрослого на близком расстоянии.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешное развитие речи напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Младшие дошкольники самостоятельно познают окружающий их мир, многообразие его предметов и явлений, совершая удивительные открытия на своем пути. Он воспринимает многоцветную реальность, которая звучит и пахнет по-разному, отличается по форме, размеру, вкусу и осязанию. Именно так дети получают свои первые впечатления, делают свои первые наблюдения и делают свои первые выводы.


Список литературы

  1. Дыбина -Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной реальности: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования. Самара: Изд-во Сангпо, 2017.
  2. Дубина О. В. Объективный мир как средство развития творческих способностей у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2018.
  3. Коммуникация и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под редакцией М. И. Лисиной. Москва, 2015.
  4. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие дошкольника. Москва: 2017 Просвещение. 112 С.