УДК 37

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Яппарова Алсу Рашитовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С. (канд. пед. наук, доцент)


Ключевые слова: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА; STORY-ROLE-PLAYING GAME; PRESCHOOL AGE; SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT.


Аннотация: Статья посвящена влиянию социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности так как в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

В раннем детстве малыш обучается действиям с предметами непосредственного окружения. Растущее стремление к самостоятельности и потребность вести себя как взрослый приводит к тому, что малыш склонен во всем пародировать зрелым. Ему уже недостаточно совершать только повседневные действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать еду. Но это невозможно сделать в реальной жизни. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя свои функции ради удовольствия.

Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал:»…Овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным кругом реальности может быть достигнуто только в игре. «Малыш, моделируя активность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать»: «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядной и эффективной форме неизмеримо более широкие области действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник использует свои движения и действия с игрушками для активного воссоздания работы и жизни окружающих взрослых, их жизненных событий, отношений между ними и т. д. Это создает необходимые условия для осознания ребенком новых сфер действительности и в то же время для развития соответствующих способностей».

Сюжетно-ролевая игра носит социальный характер и основана на каждый день расширяющемся взгляде малыша на совершеннолетнюю жизнь. Новой сферой действительности, которую осваивает дошкольник в данной этой игре, являются мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредовано образом другого человека. Дошкольник принимает точку зрения различных людей и вступает в дела с другими игроками, которые отражают настоящее взаимодействие взрослых.

Д. Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным ее компонентом является роль-способ поведения людей в различных ситуациях, соответствующий принятым в обществе нормам и правилам.

Выполнение роли ставит малыша перед потребностью действовать не так, как он хочет, а так, как указано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник занимает позицию другого человека, и не одного, а другого. В рамках одной ситуации малыш «смотрит» на историю глазами нескольких человек. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра-дочери. Она осознает, как важно для мамы беспокоиться о своих детях и как нужно дочери быть покорной. Таким образом, малыш подвергается воздействию не только правил поведения, но и их значительности для установления и поддержания позитивных отношений с другими людьми. Реализуется надобность в соблюдении правил, то есть формируется сознательное подчинение им.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы взрослой работы, открывает ее общественный значение. В случае если в начале вы выбираете роль, то главное место занимает ее зрительная притягательность: шапочка, стетоскоп, погоны, то в этой игре открывается ее социальная полезность. Теперь ребенок понимает, что учитель воспитывает детей, доктор вылечивает их.

Социокультурное становление понимается как составление у малыша системы ценностей, как меры, с которыми он соотносит собственные личные действия, поступки, переживания, начинает оценивать свои и посторонние действия, по которым он детерминируется в обществе.

Каждая личность — это, с одной стороны, детская субкультура, с другой – конкретный итог социализации, культурного развития личности малыша, обусловленный средой и социумом, в котором он располагается. При характеристике одного из детей учёные и практики используют понятие «социальная культура». Она описывает личность, сформировавшуюся на определенном возрастном этапе в конкретной среде — осознанной социокультурной действительности. Детская субкультура содержит пространство в их внутреннем социокультурном мире и реальной жизни.

Внутренний социокультурный мир — это социально-педагогическая индивидуальность малыша, характеризующая оригинальность восприятия ребенком особого возраста окружающей действительности (социокультурной среды жизнедеятельности), реакцию на нее и проявление в ней в ходе социального изменения его личности в соответствии с возрастом, социализации и усвоения культуры. По своей сути она управляется обычными реакциями малыша, его отношениями и поведением в определенном обществе.

Социокультурное становление дошкольников – становление, нацеленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе морально-нравственных ценностей; становление общения и взаимодействия малыша со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности личных действий; становление общественного и эмоционального интеллекта, психологической отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивного отношения к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни, обществе, природе.

Чтобы перевести игру на более высшую степень становления, важна ее грамотная организация. Учителю нужно знать специфику организации игр в детском коллективе.

В педагогической литературе по дошкольному образованию термин «игровое управление» определяет совокупность способов и методов, направленных на организацию конкретных детских игр и овладение детскими игровыми способностями.

Авторы предлагают рассматривать управление сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам все более трудных методик построения игры. Предоставление данных способов исполняется во время совместной игры между взрослым и детьми. Ученые выделяют следующие способы построения игры:
— определенная последовательность предметно-игровых поступков, при помощи которых дети имитируют реальное предметное действие с помощью соответствующих предметов, игрушек;
— ролевое поведение, при котором малыш имитирует свойственные для персонажа действия с помощью речи, предметов;
— сюжетная конструкция, с помощью которой малыш выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное мероприятие.

Первый способ построения игры — это предметно-игровые воздействия, которые малыши осваивают в процессе совместной деятельности со взрослыми. При спонтанном развитии игры два других способа (ролевое поведение, сюжетная структура) также могут формироваться на примитивном уровне, неполном.

Управление сюжетно-ролевыми играми для детей дошкольного возраста основано на том, что педагог влияет на расширение предмета этих игр, помогает детям овладеть ролевым поведением, обогащает содержание игр.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:
1) ведущая деятельность дошкольного возраста — ролевая игра. Именно в нем формируются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2) игра содержит особое значение для формирования всевозможных форм произвольного поведения детей. Развивайте произвольное внимание и память, подчинение мотивов и целенаправленность поступков.
3) сюжетно-ролевая игра проходит долгий и сложный путь развития, начиная в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «Далее», в старшем дошкольном возрасте она достигает наивысшего становления, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с детализированным сюжетом.
4) ролевая игра должна соответствовать современной деятельности, напрмер, как в связи с развитием научно — технического прогресса появляется большое количество новых методик, много людей живет — задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для отражения этого в ролевых играх детей.


Список литературы

  1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 207с.
  2. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. М., 2018. 127с.
  3. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2012. №4. С. 51-57.
  4. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. 2019. №4. С.23-29.