УДК 373.2

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

№25,

Педагогические науки

Беляева Анастасия Сергеевна
Газизова Фарида Самигулловна (кандидат педагогических наук, доцент)


Ключевые слова: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТХНОЛОГИЯ; ДИАЛОГ; ДОШКОЛЬНИКИ; THEATRICAL GAME; PEDAGOGICAL TECHNOLOGY; DIALOGUE; PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В статье рассмотрено несколько игровых технологий по развитию диалогической речи детей, а также описано проведение тренингового занятия среди родителей дошкольников с использованием игровой ситуации.

В программе формирования у дошкольников навыков диалогической речи большое место уделяется просветительной работе с родителями о культуре общения с детьми. Основной формой организации диалога в игровой технологии А.Г. Арушановой, является «сценарий активирующего общения». Он включает: разговор педагога с детьми по выбранной теме (например, «Как я отдыхал летом», «Мои любимые игрушки»), словесные дидактические игры парами (например, «Отгадай словечко», «Данетки»), фольклорные игры, стишки и песенки, построенные на диалоге (например, «Где ты, брат Иван? – В горнице…»), драматизации, инсценировки, театрализованные игры [1].
Каждый сценарий представляет собой развернутый план игровой ситуации, в которой детям необходимо вступать в диалогические отношения по поводу разрешения игровой задачи (например, не просто пересказать сказку, а разыграть сказочную ситуацию, активизируя нужные лексические, фонетические, грамматические, интонационные средства языковой выразительности).

Для нашей экспериментальной работы по формированию у детей старшей группы детского сада навыков диалога мы использовали игровые технологии А.Г. Арушановой[1]и О.А. Бизиковой[2]. В рамках нашего экспериментального исследования мы провели с родителями старшей группы МБДОУ г.Набережные Челны «Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Айгуль» 3 встречи с родителями в виде тренингового занятия по тем же темам, по которым работали с детьми: три диалогических единства («Вопрос – ответ», «Сообщение – реакция на сообщение», «Побуждение – реакция на побуждение»).

Первое занятие с родителями было посвящено диалогическому единству «Вопрос – ответ». Было введено в активный словарь родителей понятие «реплика – единица диалогического общения». Используя готовые речевые формулы народных потешек, мы предложили родителям разыграть сценки – диалоги «Кисонька – Мурысонька», «Здравствуй, Филя – Здравствуй, Уля», «Волк и Лиса» и др. Разыгрывание родителями в парах веселых текстов народных потешек привело их к пониманию, что единицей диалогической речи является реплика, и чтобы научить детей правильно общаться, нужно разобраться именно с видами и строением реплик.

Особенно весело был разыгран родителями Н.С. и В.В. диалог Волка и Лисы с комментариями педагога и других родителей – участников тренингового занятия о том, какие характеристики диалогической речи проявляются в каждый момент инсценировки.

Приведем пример диалога с комментариями:
Педагог: Серый Волк в густом лесу встретил рыжую Лису.
Волк: Лизавета, здравствуй! (комментарий: инициативная реплика — приветствие).
Лиса: Как дела, Зубастый? (комментарий:Лиса игнорирует ответную реплику на приветствие Волка и обращается к нему с инициативной репликой – вопросом).
Волк: Ничего идут дела, голова еще цела (комментарий:Волк дает Лисе ответную реплику на ее вопрос, отвечает развернуто).
Лиса: Где ты был? (комментарий:Лиса снова обращается с вопросной репликой).
Волк: На рынке (комментарий:Волк дает ответную реплику).
Лиса: Что купил? (комментарий:Лиса снова задает вопрос, разговор становится похожим на допрос).
Волк: Свининки (комментарий:Волк исчерпывающе отвечает на вопросы Лисы, смысл кратких ответов понятен из контекста диалога).
Лиса: Сколько взяли? (комментарий: Лиса пользуется сокращенной формой вопроса, допустимой для диалогической речи, опущено слово «денег»)
Волк: Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке … (комментарий: Волк дает развернутый ответ, не заканчивает перечисление своих бед).
Лиса: Кто отгрыз?(комментарий:Лиса перебивает Волка, показывая своей вопросной репликой, что не хочет выслушивать все его злоключения).
Волк: Собаки (комментарий:Волк дает ответную реплику, в которой признает свое униженное, бедственное состояние).

С помощью подобных упражнений родители пришли к убеждению, что развитие диалогической речи детей необходимо проводить дома осознанно, с участием взрослого и под его контролем. Родителям нужно знать особенности диалогической речи и учитывать их в разговоре с детьми.

Во-первых, для диалога характерна ситуативность, полная зависимость от обстановки, в которой происходит общение партнеров. Организуя просветительную работу с родителями в рамках нашего исследования, мы обращали внимание родителей на то, что каждую ситуацию общения с детьми можно использовать как образовательную, в которой родитель ответственно заботится о том, что все сказанное родителем является для малыша образцом общения.

Во-вторых, высказывания партнеров в диалоге всегда включены в контекст. Понимание партнеров происходит не только за счет вербальных средств. Большую роль в диалоге имеют невербальные характеристики: интонации, высота и тембр голоса, ритмичность и темп. Маленькие дети со своими родителями могут очень долго общаться с помощью невербальных средств, и родители понимают детей, даже если их речь отличается несформированным звукопроизношением, нарушением грамматического оформления речи. Педагог помогает родителям осознать, что общаясь с ребенком, родителю нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок проговаривал свои обращения ко взрослому словами. Во время диалога родителю необходимо добиваться ответных реплик от детей.

В-третьих, диалогическая речь характеризуется свернутостью. Так как партнеры по общению (взрослый и ребенок) находятся в одной ситуации, осведомлены о том, что происходит, им нет необходимости говорить развернутыми полными предложениями. Однако родителям детей старшего дошкольного возраста необходимо стимулировать своих детей использовать в диалоге формулы речевого этикета, вести диалог из двух – трех – четырех сопряженных реплик.

В-четвертых, диалогическая речь реактивна, в диалоге всегда участвуют как минимум два человека: инициатор и адресат, которые меняются ролями. Необходимо дать ребенку понимание, что партнера по общению нужно выслушать, не перебивать, потому что, скорее всего, он скажет в своей следующей фразе то главное, что ты не услышишь, если перебиваешь говорящего.

Таким образом, организованная нами работа с родителями в рамках экспериментального исследования помогла родителям и детям ощутить себя партнерами по общению, которые добиваются взаимопонимания, если строят диалог друг с другом как подлинный диалог – связную речь, в которой происходит чередование реплик говорящих.


Список литературы

  1. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения [Текст] /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 238 с.
  2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.