УДК 37

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

№25,

Педагогические науки

Газизова Фарида Самигулловна (кандидат педагогических наук, доцент)
Сазаева Альбина Валерьевна


Ключевые слова: ТРУД; ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРОФЕССИЯ; LABOR; LABOR EDUCATION; PRESCHOOL AGE; PROFESSION.


Аннотация: Статья посвящена трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых особенно важны в наши дни, потому что “каждый день” появляются новые профессии. Педагоги дошкольного образования знакомят детей с разными профессиями взрослых, используя различную практическую деятельность.

«Атлас новых профессий»[1], который выпустили в 2014 году исследователи Московской школы управления «Сколково» П.О.Лукша, Д.Н.Песков и Д.А.Коричин, содержит сведения о 200 новых профессиях. Проведенное Агентством стратегических перспектив исследование «Форсайт компетенций 2030» выявило востребованные профессии в 25 отраслях экономики. Обсуждая технологические изменения, экономические и социальные процессы, которые влияют на структуру рабочих задач, исследователи составили карты профессий будущего. Обзор профессий, которые описаны в «Атласе новых профессий», приводит нас к выводу, что большая часть этих профессий нам не знакома. Например, мы не знаем, чем занимается на своем рабочем месте архитектор живых систем, биоэтик, генетический консультант.

Мы не представляем, что должны делать специалисты, чьей профессией станут молекулярная диетология, тканевая инженерия, экспертиза персонифицированной медицины. А как представить себе, что делает сити-фермер? Он что, пасет коров на крышах многоэтажек? А ГМО – агроном? Все-таки генно-модифицированные продукты станут реальной пищей для людей будущего?

А если наш ребенок захочет стать энергоаудитором, что он будет инспектировать: электроэнергию, энергию космических излучений или энергию «ци»?

Знают ли современные родители, где их дети могут научиться этим профессиям? Существуют ли институты, где уже сейчас готовят таких специалистов как «дизайнер дополненной реальности территорий», «продюсер смыслового поля», «тренер творческих состояний»?

Также немало вопросов возникает при чтении списка профессий – «пенсионеров». Авторы «Атласа новых профессий»[1] подчеркивают, что никогда не станут невостребованными те профессии, которые требуют высококвалифицированных компетенций. Всегда будут нужны творческие работники, потому что машины не способны воспроизвести художественное творчество, профессиональное мастерство и умение создавать детали и нюансы. А компьютерные программы, которые легко алгоритмизируют все рутинные интеллектуальные операции, сделают ненужными профессии бухгалтера, менеджера по кредитам, турагента, испытателя, нотариуса, переводчика. Что же делать тем многочисленным выпускникам вузов, которые получили и до сих пор получают дорогостоящее образование юристов и экономистов?

Авторы «Атласа новых профессий»[1] выявили те качества, которые будут востребованы работодателями у работников будущего, то есть тех дошкольников, которых мы сегодня приобщаем к труду через ознакомление с трудом взрослых. Одними из главных навыков называются «навыки межотраслевой коммуникации». Формирование этих навыков напрямую связано с представлениями о сути и назначении тех профессий, с представителями которых нужно будет общаться будущему работнику. Поэтому знания, которые ребенок получил о мире профессий в дошкольном детстве, помогут ему в будущем относиться с интересом к исследованию смежных профессий и технологий.

«Клиентоориентированность и умение работать с запросами потребителя» – еще один востребованный навык для будущих работников, отмеченный авторами «Атласа новых профессий». Поэтому, организовывая ознакомление с трудом взрослых в детском саду, воспитателю нужно в сюжетно-ролевые игры на профессиональную тему обязательно закладывать развитие коммуникативных умений детей, развитие эмпатии и навыков диалогической речи.

Очень важным навыком для работника будущего считается «системное мышление, умение определять сложные системы и работать с ними». Развитию системного мышления очень поможет практика обучения детей алгоритмам трудовых действий.

В рамках нашего экспериментального исследования по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых мы опирались на «Технологию вхождения ребенка в реальные трудовые связи» М.В.Крулехт[2].Технология основана на представлении о рукотворном характере мира вещей, которые окружают ребенка. Познание происхождения любого предмета домашнего обихода (мебели, посуды, одежды, электробытовых товаров) связаны с трудом взрослых, которые придумали и изготовили эти предметы. Методами сюжетно-ролевой игры на профессиональную тему, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, иллюстраций на тему «Профессий», создания проектов «Профессии моей семьи» воспитатель помогает детям увидеть разнообразие ролевых функций в мире взрослых.

Использование алгоритмов трудовых действий, которые мы разместили в групповой комнате, помогло сделать процесс выполнения трудовых поручений, действий по самообслуживанию, ручному труду и труду в природе осознанным. Предлагая детям выполнить то или иное посильное трудовое действие, мы просили их выстроить в уме пошаговое выполнение этого действия, спрогнозировать результат, который будет получен, если все шаги будут выполнены верно, и что получится, если мы пропустим какой-то шаг.

С целью выявления отношения родителей детей старших групп к вопросам трудового воспитания современных детей мы провели анкетирование 40 родителей. Вопросы были такими:
— Считаете ли вы необходимым приобщение к труду детей в дошкольном возрасте?
— Есть ли у вашего ребенка дома постоянные трудовые поручения?
— Считаете ли вы нужным давать своим детям представления о профессиях?
— Знает ли ваш ребенок, где работают его родители?
— Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок гордился трудом взрослых вашей семьи?

Результаты анкетирования показали, что 20% родителей не считают нужным приобщать детей к труду в дошкольном возрасте. В беседе с этими родителями (8 человек) выявилось, что эти родители искренне уверены, что дошкольники слишком маленькие, чтобы вообще поднимать тему труда. Они считают, что главное – подготовить детей к школе, «чтобы учились на пятерки, а работать всегда успеют». Дети этих родителей ходят в несколько кружков в Центре раннего развития (на английский язык, ментальную математику и т.п.). Эти же 8 родителей отметили, что дома не нагружают детей трудовыми поручениями, потому что дети и так устают. Они же не считают, что дошкольникам не нужно сообщать представлений о профессиях, потому что уже выбрали им хорошую высокооплачиваемую профессию. Мы можем отметить, что отношение к трудовому воспитанию у этой подгруппы родителей достаточно противоречиво, у них много заявлений, из которых видно, что для них ребенок – объект, которым они хвастаются перед своими знакомыми, всерьез не задумываясь, что на самом деле нужно ребенку – дошкольнику. Их пренебрежительное отношение к трудовому воспитанию детей странным образом сочетается с высокомерным подчеркиванием своего высокого статуса в городе. Все они ответили, что их дети хорошо знают, где работают родители и гордятся их трудом.

20 родителей (50%) считают приобщение детей дошкольного возраста к труду необходимым. Однако только 20% из них ответили, что у их детей есть дома постоянные трудовые поручения. Из беседы после анкетирования мы выяснили содержание этих трудовых поручений: это прежде всего навыки самообслуживания (ребенок сам умывается, одевается), хозяйственно-бытовой труд (уход за своей одеждой, обувью, игрушками, домашними животными, растениями), ручной труд (поделки из природного материала, картона и цветной бумаги и пр.).

Сведения о профессиях эти родители считают нужным сообщать в виде рассказов о занятиях родственников, профессиях ближнего круга (продавец, воспитатель, учитель, няня, полицейский). Родители этой подгруппы много рассказывают своим детям о разных профессиях, планируют будущее детей, исходя из своего жизненного опыта.

Довольно большое количество родителей (30%) не задумывались над тем, надо ли приобщать дошкольников к труду. Они время от времени дают детям домашние трудовые поручения, но их отношение к трудовому воспитанию не носит регулярного характера. От случая к случаю родители этой подгруппы разговаривают о будущем своих детей, профессиях, имеют смутные представления о том, что нужно их детям, рассказывают о своих профессиях, и искренне хотят, чтобы их дети гордились ими.

Анкетирование и последующие беседы с родителями показали, что родители в выборе профессий для своих детей не учитывают новых реалий. Работа по ранней профориентации, которую мы провели с детьми и родителями, была направлена на ознакомление детей не только с традиционными профессиями, но и профессиями, которые будут востребованы в будущем, а также формирование тех коммуникативных умений и навыков системного мышления, которые требуются для этих профессий.


Список литературы

  1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс] /Агентство стратегических инициатив. Московская школа управления «Сколково». М. 2014. – 288 с. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf
  2. Крулехт М.В. Технология вхождения ребенка в реальные трудовые [Текст] /М.В.Крулехт в сб.: Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст] / Л.И.Сайгушева. – Ростов – на — Дону: Феникс, 2013. – 221с.