СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (1992-2000 ГГ.)

№6,

Юридические науки

Соленникова Анастасия Борисовна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ДИРЕКТИВЫ; ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ; АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР; МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР; SOCIAL POLICY; DIRECTIVES; EUROPEAN COMISSION; THE AMSTERDAM TREATY; THE MAASTRICHT TREATY.


Аннотация: В статье рассматривается социальная политика ЕС с 1992 года, когда социальная политика выделилась в отдельное направление. Обусловлено это подписанием Маастрихтского договора. Совершенствуется правовой и коммунитарный механизм реализации социальной политики. Принимаются директивы, касающиеся вопросов трудоустройства, образования, прав женщин и др.

1990 гг. стали началом нового периода в развитии социальной политики ЕС. Обусловлено это подписанием договора о Европейском Союзе – Маастрихтского договора, после которого Европейские Сообщества, как самостоятельный институт исчезли, сформировав основу социальной политики, которая в 1990-е гг. превратится в одно из приоритетных направлений деятельности Европейского Союза. Содержание социальной политики Евросоюза формируется на основе гуманистических ценностей. Принципы социальной политики, были закреплены в Соглашении о социальной политике, изложенном в Маастрихтском договоре 1992 г. Маастрихтский договор вводит понятие гражданства Европейского Союза, которое связано с социальными правами.[1, с. 32] В договоре об учреждении ЕЭС включен раздел «Социальная политика», определяющий также методы реализации социальной политики. Также в Маастрихтский договор включен специальный раздел «Социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь».

Социальная политика приобрела и региональное измерение, получив финансовую помощь не только от Европейского социального фонда, но и от Европейского фонда регионального развития и других источников.

В 1990-е гг. принимаются директивы, предоставляющие отпуск по уходу за ребенком, информирование работников по условиям труда, работу в условиях неполного рабочего дня.[5]

Перспективы и задачи социальной политики были намечены в актах мягкого права – Белые и Зеленые книги, определяющие векторы развития социальной политики и необходимость построения единого социального пространства. Зеленые книги «Европейская социальная политика: размышления для союза». Зеленые книги, в основном это дискуссионные материалы Евросоюза, созданы для широкого обсуждения важнейших вопрос деятельности ЕС.[4, с. 10] Белые книги «О росте конкурентоспособности и занятости: вызовы для вступления в XXI век» (1993 г.) и «Европейская социальная политика: путь для Союза» (1994 г.). В Белых книгах содержатся стратегические документы Европейской комиссии, определяющие план действий ЕС в конкретных сферах. Белые книги позволяют предусмотреть тенденции дальнейшего законодательства ЕС. [3, с. 45]

С 1994 г. функционирует Европейская служба занятости. Данная служба объединена с национальными центрами занятости в единую сеть с выходами на другие страны и международные организации. Трудящиеся ЕС обладают равной степенью социальной защиты независимо от статуса предприятия.

Следующим этапом развития социальной политики можно обозначить январь 1996 г., когда на заседаниях Европарламента рассматривалась программа социальных мероприятий на уровне ЕС. Программу мероприятий рассматривали в работе Мадридского и Эсенского саммитов Совета Европы. В систему основополагающих договоров была включена новая концепция социальной политики. Соглашение было достигнуто в Турине на межправительственной конференции. На Амстердамском саммите (1997 г.) признали социальную политику одним из ключевых направлений деятельности Евросоюза.

С 1996 г. начал созываться Форум по социальной политике ЕС. Все чаще проводились семинары, конференции, круглые столы для проведения дискуссий по социальным вопросам. Затрагивались вопросы улучшения условий труда, предотвращения расизма на работе, привлечение инвалидов в общественную и трудовую жизнь, права пожилых людей на работу.

Одним из наиболее важных документов Совета Европы является Европейская социальная хартия (1996 г.), закрепляющая ряд социальных прав человека. Европейская Комиссия управляет социальным диалогом, структурными фондами, также внедряет документы социальной политики.

Для реализации политики были созданы финансовые фонды Евросоюза – Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), финансовый фонд ориентации рыболовства, фонд сплочения.

В 1997 г. Великобритания во главе с Т. Блэром на уровне ЕС присоединяется к социальным обязательствам, к Европейской социальной хартии, что позволило включить соглашение о социальной политике непосредственно в Амстердамский договор. С подписанием начался следующий этап развития социальной политики ЕС. В договор внесли главу «Занятость» с целью координации национальных политик занятости.[4, c. 23] В ноябре 1997 г. состоялось заседание Европейского Совета ЕС, по итогам которого была одобрена стратегия занятости ЕС – Люксембургская стратегия. Новые государства – члены ЕС Австрия, Швеция, Финляндия, также взяли на себя обязательства в социальной сфере.

Частью социальной доктрины является интеграционная стратегия Евросоюза, которая определяет принципы проведения социальной политики ЕС, важнейшими из которых являются:

— Поддержка наиболее слабых социальных групп населения. Гумманистическая основа социальной политики ЕС.
— Поддержка правовых норм.
— Разделение ответственности за деятельность предприятий между трудящимися и администрацией. Участие трудящихся в распределении финансовых результатов деятельности предприятий.
— Сохранение уже достигнутых социальных стандартов. Не допускать получения преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения социальных стандартов.
— Социальная и экономическая конвергенция. Сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития различных стран. Обеспечение преимущественного развития отстающим странам.
— Компенсация неблагоприятных последствий объединительных действий ЕС. Принимаются специальные программы в интересах социальных групп, сталкивающихся с необходимостью смены профессии, места жительства и др. в ходе реализации интеграционных мероприятий.[2, с. 46]
— Установление минимальных социальных стандартов. Государства-члены обязуются не опускать степень социальной защиты ниже установленных ЕС социальных стандартов.
— Право на улучшение производственной среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности на рабочих местах.
— Право на информацию о производственных рисках, на улучшение условий жизни и окружающей среды.
— Ликвидация остающихся препятствий для функционирования единого рынка труда. Создание универсальной системы социального обеспечения, а также укрепление взаимодействия в сфере подготовки квалифицированных кадров, полагает повышение географической и профессиональной мобильности рабочей силы в рамках ЕС посредством свободного ее перемещения.

Реализация социальной политики осуществляется системой разветвленной структуры институтов. К институтам относятся шесть комитетов по направлениям социальной политики, трехсторонний комитет по социальному диалогу, Европейский социальный фонд и др. Основная функция институтов состоит как в координации и гармонизации социальной политики государств-членов, так и в использовании и перераспределении материальных ресурсов. Комитеты ЕС занимаются проблемами свободного перемещения трудящихся в рамках ЕС, безопасности труда, профессионального обучения, социальной защиты рабочих-мигрантов, равноправие мужчин и женщин на рынке труда, здравоохранение на рабочем месте. Руководящими органами реализации социальной политики ЕС являются Совет и Комиссия ЕС.

Вопросами занятости, промышленных отношений и социальными вопросами в рамках Комиссии ЕС занимается Генеральный директорат. Информационную роль играют издания Европейской Комиссии «Emрloyment аnd soсiаl аffаirs» и выходят под рубриками:

— «Социальная защита и социальное действие»
— «Социальная безопасность и социальная интеграция»
— «Занятость и рынок труда»
— «Занятость и Европейский социальный фонд»
— «Равные возможности и семейная политика»
— «Равенство между мужчиной и женщиной»
— «Общественное здоровье»
— «Социальный диалог и социальные права»
— «Трудовые отношения и изменения в промышленности»

«Система взаимного информирования по вопросам социальной защищенности в Европейском Союзе» (MISSOС) предоставляет необходимые сведения учреждениям Европейской Комиссии, органам власти стран ЕС, а также всем лицам и организациям, заинтересованным в совершенствовании системы социальной защиты населения.

В разработке социальной политики ЕС особую роль играют Экономический и Социальный комитет. В комитете представлены профсоюзы, объединения промышленников, предпринимателей и др.

В конце 1990-х гг. было создано единое социальное пространство ЕС. Создан механизм реализации осуществления социальной политики в рамках всего Евросоюза.

Таким образом, этап развития социальной политики 1992-1996 г. обусловлен подписанием Маастрихтского договора о Евросоюзе, где социальная политика стала приоритетным направлением. Совершенствуется правовой и коммунитарный механизм реализации социальной политики. Принимаются директивы, касающиеся вопросов трудоустройства, прав женщин и др. Расширяются основные направления социальной сферы.

Перспективы и задачи социальной политики намечены в Белой и Зеленой книге, определяющие вектор развития социальной политики, увеличивается законодательная база. Следующий этап развития социальной политики начинается с 1996-2000 г., когда в систему основополагающих договоров была включена новая концепция социальной политики. Появляется Европейская социальная хартия, один из наиболее важных документов Совета Европы. Происходит расширение полномочий социальной политики Европейского Союза. Происходит расширение полномочий социальной политики ЕС, нашедшее закрепление в Амстердамском договоре.


Список литературы

  1. Гурина, М.В. Этапы формирования социальной политики Европейского Союза / М.В.Гурина // Вестник БДУ. – 2010. – № 1. – С.32-36
  2. Исаченко, Т.М. Социальная политика Европейского союза: опыт развития / Т.М.Исаченко // Труд за рубежом. – 1999. – № 1. – С.43-69.
  3. Климова, Г.С. К понятию концептуальной основы социального измерения Европейской интеграции / Г.С. Климова // Пространство и время. – 2009. – № 10. – С. 45-64.
  4. Шишков, В.Ю. Общий рынок: надежды и действительность/ В.Ю.Шишов. – М.: Наука, –1999. –203с.
  5. База данных законодательства ЕС // [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://eur-lex.euroра.eu/en/ (Дата обращения 4.03.2017)
  6. Сайт Европейского фонда по улучшению условий жизни труда // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eurofound.ie (Дата обращения 28.02.2017)