УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

№25,

Педагогические науки

Исламова Динара Риваловна


Научный руководитель: Панфилов А.Н., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: УУД; ИКТ; ТЕХНОЛОГИЯ; UUD; ICT; TECHNOLOGY.


Аннотация: С вступлением ФГОС в нашу жизнь, к выпускнику современной школы предъявляются более жесткие требования. Он теперь должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми ему для адаптации в обществе. Но главной педагогической идеей ФГОС становится развитие универсальных учебных действий средствами информационно-коммуникационных технологий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Данный подход основывается на теоретических положениях концепции Г.В. Бурменской [1], П.Я. Гальперина [2], В.Г. Коваленко [3], Е.Н. Ломакина [4], Е.С. Полат [5], Д.Б. Эльконина [6], которые раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего образования. Также они разъясняют структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Мы используем работы этих ученых в качестве теоретической базы как наиболее полно отвечающие задачам исследования.

Цель исследования: выявить целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе как средство развития познавательного УУД младших школьников и в опытной работе показать его эффективность. Опытно-поисковая работа проводилась с участием обучающихся 2 класса.


Универсальные учебные действия — это способность к обучению, то есть способность учащегося к саморазвитию, самостоятельному обучению и совершенствованию посредством осознанного приобретения нового социального опыта. Школьники уже имеют достаточно широкую психическую перспективу.

Мы выделили три уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников: критический, оптимальный и высокий. Критический уровень характеризуется нежеланием включаться в поисково-информационное направление учебной деятельности, несформированность познавательных целей и слабым проявлением логических действий, неумением выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи. Оптимальный уровень определяется эпизодическим включением школьников в поисково-информационное направление учебной деятельности, недостаточная сформированность познавательных целей, у школьников есть попытки осуществлять логические действия, ни пробуют выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи. Высокий уровень характеризуется включением школьников в поисково-информационное направление учебной деятельности, сформированность познавательных целей и проявлением логических действий, умением выделять и сравнивать.

Для выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащимся были предложены задания математического содержания.

Как показывают результаты исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у 2 «А» класса показали, что высокий уровень имеют 2 человека – это составило 10%, оптимальный уровень имеют 7 человек – это составило 35% и критический уровень имеют большинство – 11 человек- 55% от всех учащихся данного класса.

Аналогичным методом был выявлен уровень развития познавательных универсальных учебных действий у 2 «Б» класса. Учащимся предлагались аналогичные задания. Как показывают результаты исследования уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у 2 «Б» класса показали, что высокий уровень имеют 3 человека – это составило 15%, оптимальный уровень имеют 7 человек – это составило 35% и критический уровень имеют большинство – 10 человек- 50% от всех учащихся данного класса.

Сравнение результатов исследования уровня сформированности логических познавательных универсальных учебных действий показали, что имеют 2 школьника 2 «А» класса, что составляет 10% от всех учащихся данного класса и 3 школьник 2 «Б» класса, что составляет 15% от всех учащихся данного класса.

Оптимальный уровень сформированности познавательных УУД имеют 7 школьников 2 «А» класса, что составляет 35% от всех учащихся данного класса и 7 школьников 2 «Б» класса, что составляет 35% от всех учащихся данного класса. Критический уровень сформированности познавательных УУД имеют 11 школьников 2 «А» класса, что составляет 55% от всех учащихся данного класса и 10 школьников 2 «Б» класса, что составляет 50% от всех учащихся данного класса.

Таким образом, анализ результатов диагностики показал рядоположенность опыта в контрольном классе. На диагностирующем этапе опытной работы было выявлено, что в основном у детей наблюдается низкий и средний уровни развития познавательных универсальных учебных действий. Это привело к необходимости специальной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий.

Таблица 4

Обобщенные результаты уровней развития познавательных универсальных учебных действий контрольной и экспериментальной группах

Класс Высокий уровень Оптимальный

уровень

Критический

уровень

Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2 «А» 2 10 7 35 11 55
2 «Б» 5 25 12 60 3 15

Анализируя результаты контрольной и экспериментальной группы можно сделать следующее заключение: проведение занятий по развитию познавательных УУД на уроках математики дали положительный результат, уровень познавательных учебных действий у детей младшего школьного возраста повысилась. Результатом развития познавательных действий младших школьников выступает их готовность к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, сознательному и активному присвоению нового социального опыта; способность учеников к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Об этом говорят полученные результаты: в экспериментальном классе (2 «Б») уменьшился низкий уровень, повысился средний и высокий.

Таким образом, результаты исследования при проведении серии уроков, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, в экспериментальном классе получились следующими. Уменьшилось количество детей с критическим уровнем познавательных универсальных учебных действий. Это говорит о том, что использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках математики дало свои результаты.

Анализ результатов показал, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности учащихся: отмечается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения; в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения; проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль.

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе двух классов: 2 «А» и 2 «Б». Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента у школьников были выявлены относительно невысокие для данного возраста уровни развития познавательных универсальных учебных действий. По результатам этого этапа, учащиеся обоих классов имеют практически одинаковые уровни. После этого нами был разработан и реализован комплекс уроков по развитию необходимых познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики. Формирующий этап исследовательской работы предполагал реализацию разработанного комплекса уроков по математике. Основным условием также являлось использование информационно-коммуникационных технологий. По итогам опытной работы были сделаны следующие выводы.

В экспериментальной группе преобладала доля детей с низким уровнем развития познавательных универсальных учебных действий. В процессе обучения по разработанной нами методике наблюдались позитивные изменения в умениях учащихся: устойчивая мотивация к обучению, свободное изложение собственных мнений и суждений, желание планировать свою работу и осуществлять само- и взаимоконтроль.

Количественно уменьшилась доля детей с критическим уровнем познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс уроков является эффективным для развития познавательных УУД у детей младшего школьного возраста.


Список литературы

  1. Бурменская Г.В. Развитие познавательных учебных действий [Текст] / Г.В. Бурменская. – М.: ВЛАДОС. – 2013. – 837 с.
  2. Гальперин П.Я. Познавательные учебные универсальные действия [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение. 2008. — 248 с.
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: Пособие для учителя. / В.Г. Коваленко — М.: Просвещение, 2000. — 97 с.
  4. Ломакина Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. – 2013. – № 5. – С. 59–63.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  6. Эльконин Д.Б. Педагогика: теории, системы, технологии [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. — 510 с.