УДК 373.2

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Абрашкина Анастасия Витальевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ИГРА; ДОШКОЛЬНИКИ; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; GAME; PRESCHOOL CHILDREN; DIDACTIC GAME; COGNITIVE DEVELOPMENT.


Аннотация: В статье раскрывается содержание понятий дидактической игры, познавательного развития. В результате анализа психолого-педагогической литературы, в статье сформулированы педагогические условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Возможности игры как средства познавательного развития дошкольников были предметом исследования Л.И. Божович, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, С.Л.Новоселовой, Н.Н.Поддьякова, В.Н. Терского, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, А.В. Черноземцева, И.А. Школьной, Г.Н. Щедровицкого, Д.Б. Эльконина, М.Г. Яновской.

Т.И. Гризик [1] познавательное развитие детей в условиях ДОУ определяет как «процесс развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через специально созданные условия». Развитие познания у дошкольника проходит стадии любопытства, любознательности, познавательного интереса и познавательной активности. На стадии любопытства ребенок осуществляет первоначальную ориентировку в объекте, обладающем признаками новизны, яркости, занимательности, необычности. Любопытство проходит в тот момент, когда объект теряет новизну.

На стадии любознательности ребенок стремится углубиться в познание объекта, начинает чувствовать сильные эмоции удивления, радости и восторга от своих успехов в сфере познания. Стадия познавательного интереса возникает, когда объект познания устойчиво занимает время и мысли ребенка, обладает для него высокой эмоциональной привлекательностью. На стадии познавательной активности у ребенка формируется целостный акт познавательной деятельности — все этапы от целеполагания на исследование объекта познания до радости от получения нового знания или нового умения в обращении с объектом.

Организуемая воспитателем детского сада работа по развитию познавательных психических процессов направлена на обучение детей способам переработки информации о природном и предметном мире, в которой содержится опыт человечества.

Исследователи Н.В. Кудикина и Т.В. Потапова [2] разработали модель развития познавательной активности, в которой выделили:
1) смысловой компонент (выражается в наличии систематических знаний);
2) процессуально – операционный компонент (определяется умением быстро отбирать информацию);
3) мотивационно-целевой компонент (когда ведущей эмоцией в познании становится познавательный интерес);
4) контрольно – оценочный компонент (включает рефлексивные действия).

Исследователи игры как ведущей деятельности, в которой формируются познавательные процессы дошкольников, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова [3], С.В. Новоселова [4], Е.В. Трифонова [5] отмечают, что игра может считаться полноценной детской деятельностью, если она непроизвольна, активна, мотивируется внутренними потребностями ребенка, а главное – приносит радость и удовольствие. Основой игры, по Л.С. Выготскому, является мнимая или воображаемая ситуация. Поэтому решая игровые задачи, дети получают новые знания, развивают любознательность, совмещая при этом воображаемую и реальную ситуации.

Тесная связь и взаимозависимость познания и игры была предметом исследований С.В. Новоселовой и ученых ее школы. В ее классическом исследовании «Игра дошкольника» [4] детская игра рассматривается как форма размышления ребенка об окружающем мире. Потенциал игры для познания заключается в том, что любую игру можно рассмотреть как последовательное решение игровых задач. По определению С.В. Новоселовой, игровая задача – это система условий, в которых задается воображаемая цель. Чтобы ребенок мог достичь воображаемую цель, ему нужно в воображаемом поле игры подобрать реальные способ действия и средства для решения игровой задачи.

Познавательное развитие в игре осуществляется посредством решения промежуточных игровых задач. Уже в двухлетнем возрасте решение ребенком игровых задач во время манипуляций с предметами имеет глубокие отличия от бытовых действий, направленных на удовлетворение практических потребностей. Во время манипуляций с предметами зарождается наглядно-действенное мышление. Когда становится возможной замена реальных предметов в игровой ситуации игрушками и предметами полифункционального назначения, появляется наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление у ребенка рождается, когда игровые действия ребенок может обозначить словами, независимо от того, есть или нет у него в данный момент опора для игры в виде игрушки или предмета — заменителя.

Традиция использования дидактических игр, которая сложилась в народной педагогике, была развита и научно обоснована в трудах многих педагогов прошлого, таких как: М. Монтессори, Е.И.Тихеевой, Ф.Фребеля.

Исследователь Е.И. Касаткина [6] определила дидактические игры как вид игр с правилами, которые создаются педагогами с целью обучения и воспитания детей. В этом смысле дидактическая игра всегда рискует превратиться в учебную деятельность, лишиться воображаемого контекста, самодеятельного игрового начала. Дети могут играть сами в разученную под руководством взрослого дидактическую игру, но игровую задачу, игровые правила, сюжет и правила в дидактической игре дети получают готовыми. Поэтому ученые и методисты обращают особое внимание практиков на то, что главным принципом при организации дидактической игры должно быть соблюдение игрового таинства, обучающая задача не должна стать важнее игровой.

Большой плюс дидактических игр в том, что они дают образцы культуры игры, создают условия для освоения и тренировки в игровых ситуациях социальных норм и правил.

В дидактической игре используются игровые способы и приемы разрешения познавательных задач. Ролевая дидактическая игра тренирует социальные и коммуникативные навыки детей согласно правилам, установленным в данной игре.

Следовательно, мы приходим к выводу, что дидактические игры помогают закреплению знаний, усвоению способов познавательной деятельности. Внедрение дидактических игр в НОД развивает у детей внимание и сосредоточенность, формирует познавательный интерес. Ощущая недостаток знания или умения, на котором построена дидактическая задача, малыш приобретает личную мотивацию на изучение новых знаний.


Список литературы

  1. Гризик, Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга [Текст] /Т.И.Гризик. – М.: Просвещение, 2003. – 160с.
  2. Кудикина, Н.В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности [Текст]/ Н.В.Кудикина, Т.В.Потапова //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007. — №9.- С.85-89.
  3. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] /Г.Г.Кравцов, Е.Е Кравцова. – М., 2013. – 389 с.
  4. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. Персональный сайт /С.Л.Новоселова. — М. URL: http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4
  5. Трифонова, Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В.Запорожца [Текст]/ //Культурно – историческая психология. – 2006. Т.2. №1 – С.77-83.
  6. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника /Е.И.Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.