УДК 37

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

№24,

Педагогические науки

Пашутина Людмила Сергеевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С. (заведующий кафедрой, к.н. (доцент))


Ключевые слова: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ; МЕЛКАЯ МОТОРИКА; NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES; FINE MOTOR SKILLS.


Аннотация: Статья посвящена применению нетрадиционным техникам рисования как средство развития мелкой моторики. Представлены возможности применения техники рисования, мелкая моторика рук. А также положительные стороны использования данной техники.

Мелкая моторика рук развивается уже с самых первых месяцев жизни ребёнка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, который нуждается во впечатлениях. Но важными и значимыми являются не только первые годы жизни, хотя ранние опыт и впечатления на самом деле закладывают основу развития личности.

Любые действия или сложные задачи, с которыми родители ежедневно помогают справиться малышу, прямым образом отражаются в том, будет ли у ребёнка и в дальнейшем природная любознательность, сможет ли ребёнок совершенствовать интеллектуальные способности, сможет ли ребёнок уверенно чувствовать себя в новых для него ситуациях.

Дошкольное детство является возможностью помочь малышу стать тем, кем он может стать в будущем. Психологами было замечено, что мозг ребёнка развивает любое внимание к нему. Внимание вынуждает мозг обрабатывать информацию, а как следствие развиваться [4].

Задачей педагогов является донесение до родителей значения игр, которые развивают мелкую моторику. Для того, чтобы у ребёнка появился интерес, необходимо помочь ему овладеть новой информацией, превратив обучение в игру, ни в коем случае не нужно отступать, если задания покажутся трудными, не нужно забывать хвалить ребёнка. Педагоги должны постоянно советовать родителям почаще играть с детьми в развивающие игры.

Исследования учёных института физиологии детей и подростков АПН (Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь моторики и интеллектуального развития [4].

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования дошкольников находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити–ручейки, питающие источник творческой мысли. То есть, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок [4].

На всех этапах взросления ребёнка движения рук играют важную роль. Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей является период с 3-х до 9-ти лет, так как в этот период кора больших полушарий еще окончательно не сформировалась. Именно в этот возрастной промежуток нужно развивать психические процессы — память, мышление, восприятие, внимание. Все учёные подтверждают то, что тренировка тонких движений пальцев рук — это стимул для общего развития ребёнка и для развития речи [1; 2].

Использование в работе с детьми-дошкольниками нетрадиционных методов рисования может позволить развить сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и с помощью работы с разными живописными материалами. Так же происходит осуществление стимуляции познавательных интересов ребенка: использование предметов, окружающих ребенка ежедневно в новом ракурсе, то есть можно рисовать своей ладошкой, пальцами, использовать вместо кисточки листик берёзы и так далее) [5].

Нетрадиционное рисование является толчком для развития творчества, воображения, толчком для проявления инициативы, самостоятельности, выражения индивидуальности. Каждая техника как маленькая игра, которая доставляет ребёнку положительные эмоции. Такое рисование нисколько не утомляет дошкольника, наоборот, у малыша высокая работоспособность и активность сохраняется в течении всего времени рисования.

Нетрадиционные техники рисования можно отнести к способам создания нового и оригинального произведения искусства. В нём сохраняется гармония и цвета, и линий, и сюжета. Это является огромной возможностью для дошкольников пробовать, думать, экспериментировать, искать, а самое главное, возможность самовыражения [3].

Доступность использования нетрадиционных техник зависит от возрастных особенностей детей. К примеру, с младшими дошкольниками работа в этом направлении должна начинаться с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., но у старших дошкольников эти же техники лишь дополняют художественный образ, который создаётся с помощью более сложных техник: кляксография, монотипия и т.п.

При анализировании литературы нами была обнаружена классификация А.В. Никитиной, помогающая определить, какая техника применяется в определённой возрастной категории. Для интересующего нас возраста, то есть младшего дошкольного возраста, с детьми можно использовать следующие техники нетрадиционного рисования:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью [3].

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования позволяют развивать зрительно-моторную координацию, фантазию, логику, мышление. Нетрадиционное рисование подразумевает под собой тактильную работу пальчиков малышей с различными материалами, что способствует развитию мелкой моторики.

Также при использовании нетрадиционных техник рисования у ребёнка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышления. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.

Всё это достаточно важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.


Список литературы

  1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
  2. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
  3. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с.
  4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева — М.: Академия, 2001. — 336 с.
  5. Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru (дата обращения: 20.03.2018).