УДК 34

ОСОБЕННОСТИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

№25,

Юридические науки

Гладюк Дмитрий Владимирович


Научный руководитель: Пономарев А.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ; МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ; ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES; COERCIVE MEASURES; CUSTOMS RULES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE RESTRAINT; ADMINISTRATIVE WARNING; SECURITY MEASURES.


Аннотация: В статье рассмотрены основные меры административно-правового принуждения, применяемые при нарушении таможенных правил. Проведен обзор классификации административно-правовых мер борьбы с нарушениями таможенных правил. Эти действия совершаются независимо от воли и желания субъектов таможенных операций и предусматривают побуждение соответствующих лиц выполнять установленные таможенные процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, уплаты таможенных пошлин и сборов, прохождения таможенного контроля и оформления.

В условиях построения правового государства, становления в России гражданского общества, ключевое значение приобретает организация функционирования общественных отношений на принципах верховенства права и закона, обеспечение правового порядка во всех сферах общественной жизни. Это касается и области таможенных правоотношений, таможенного дела, форм и методов производства внешнеэкономической деятельности.

Объем экспортно-импортных операций, как и количество участников внешнеэкономической деятельности (резидентов и нерезидентов), в России постоянно растет. Наряду с постоянным ростом пассажиро- и грузопотока через таможенную границу происходит и прирост негативных для сферы таможенного дела явлений – таможенных правонарушений.

Борьба с нарушениями таможенных правил является ведущей задачей деятельности таможенных органов РФ по практической реализации таможенного дела в государстве. Для ее осуществления должностные лица таможенных органов как субъекты исполнительной власти наделяются компетенцией применять в порядке административных юрисдикционных процедур ряд ограничивающих права субъектов мероприятий, которые являются конкретным проявлением административного принуждения в таможенной сфере.

Нарушение таможенных правил – это акт внешне объективированного общественно вредного, противоправного, виновного, административно-наказуемого волевого поведения определенного лица в области таможенного дела. Административно-правовые меры борьбы с нарушениями таможенных правил можно определить как совокупность властных, правоограничительных по содержанию, психологических или физических действий, которые применяют должностные лица таможенных и иных юрисдикционных государственных органов, на основе административно-правовых норм таможенного законодательства.

По нашему мнению, более взвешенной для типизации административно-правовых мер борьбы с нарушениями таможенных правил является, разработанная в теории административного права классификация мер административного принуждения по их функциональному назначению, которая предусматривает выделение мер административной ответственности, предупреждения, пресечения и процессуального обеспечения. С помощью такой методологии разделения мер административного принуждения в области таможенного дела можно, учитывая характер противоправного поведения, осуществлять различные по характеру правового ограничения личной сферы правонарушителя, властно-обязывающие действия, целью которых является обеспечение таможенного правопорядка.

Административная ответственность за нарушение таможенных правил является наиболее тяжелой для правонарушителя формой административного принуждения в области таможенного дела.

Административная ответственность за совершение нарушения таможенных правил – это определенные положениями законодательных актов РФ негативные для личности правонарушителя последствия материального или морального плана, которые применяются уполномоченными государственными органами. Она является правовым способом реагирования государства на противоправное поведение, дезорганизующее установленный порядок государственного управления таможенным делом, и направлена на восстановление и предотвращение нарушения в будущем таможенного правопорядка.

Меры административного предупреждения имеют целью не дать произойти противоправному поступку, они применяются, если правонарушение только предполагается, то есть они не связаны с совершением правонарушения. В этом контексте, они предшествуют применению других мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений. Наиболее ярким примером этих мер, которые содержатся в действующем таможенном законодательстве, являются: обеспечение оплаты платежей залогом в виде денежных средств, товаров или под банковскую гарантию и поручительство; обязанность сопровождать товары и транспорт и т. д.

Сущность предупреждения (предотвращения, профилактики) правонарушений заключается, во-первых, в том, чтобы не допустить противоправного поведения со стороны конкретных лиц, к такому поведению склонных. Во-вторых, в устранении причин, способствующих совершению правонарушений и создании условий, исключающих противоправное поведение. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, то есть в процессе односторонней реализации властных полномочий и потому безосновательными являются попытки представить их как мероприятия, лишенные элементов административного принуждения.

Отметим важность применения мер административного предупреждения таможенными органами при очевидном отсутствии обстоятельств нарушений таможенного правопорядка, в целях недопущения, предотвращения контрабанды и нарушений иных таможенных правил. В динамике таможенного юрисдикционного процесса эти меры применяются первыми, перед более весомыми по степени правового ограничения материальной и личной сферы личности правонарушителя, мерами административного пресечения и ответственности.

Меры административного пресечения нарушений таможенных правил – это принудительные действия, применяемые должностными лицами таможенных органов на основе положений действующего административного законодательства и предусматривающие прерывание (остановку) указанных противоправных деяний, недопущение их негативных последствий.

Меры административного пресечения применяются для достижения конкретного результата правоприменения. Эта группа мер выполняет правоохранительные функции и проявляется в установлении запретов. Для решения своих оперативно-служебных задач сотрудники таможенного органа применяют предусмотренные законодательством меры административного пресечения и иные меры обеспечения производства по делу. Здесь важно подчеркнуть, что «применение комплекса данных мер должно соответствовать тем целям и задачам, которые ставит государство и общество перед правоохранительными органами в целом, и таможенными органами в частности» [3].

Меры обеспечения административно-деликтного производства определены действующим законодательством, их перечень приведен в Кодексе об административных правонарушениях РФ [1]. Однако у сотрудников таможенных органов есть право применения специальных мер обеспечения производства по делу, которые компетентны применять только должностные лица данных органов. Отметим, что эффективность применения данных мер имеет прямую зависимость от качества взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными органами. Также необходимо обратить внимание, что меры обеспечения административно-деликтного производства не следует путать с формами таможенного контроля, которые не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые связаны с противоправным поведением, а вторые – с необходимостью защищать интересы государства и общества [2, с.18].

В заключение отметим, что к основным проблемам законодательного регулирования сферы обеспечения таможенного правопорядка можно отнести, во-первых, отсутствие системности в определении административно-правовых мер принуждения при нарушении таможенных правил; во-вторых, значительное количество бланкетных и недостаточно конкретно определенных норм, которые касаются оснований реализации указанных мер таможенными органами.

Следует сделать вывод, что в настоящее время необходимо системное определение полномочий таможенных органов РФ относительно применения административно-правовых мер принуждения при нарушении таможенных правил.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Гречкина О.В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. №19 (152). 2009. – 18 с.
  3. Егупов В.А., Логинов Е.А. – Особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела // NB: Административное право и практика администрирования. – 2019. – №2. – С. 30-37. DOI: 10.7256/2306-9945.2019.2.29041 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29041