УДК 37

ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Смирнова Камилла Рафаэлевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С. (заведующий кафедрой, к.н. (доцент))


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; ПЕРЕСКАЗ; ОБРАЗОВАНИЯ; COHERENT SPEECH; MONOLOGUE; RETELLING; EDUCATION.


Аннотация: Статья посвящена применению пересказа художественной литературы, который будет являться средством формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

Владение связной монологической речи является одной из центральных задач развития детей дошкольного возраста. Речь считается связанной, которая организованно по законам логики и грамматики. Она представляет собой единое целое, система имеет относительную независимость, полноту и разделена на более или менее значимые части, соединенные вместе.

Владение связной монологической речью является величайшим достижением речевого воспитания у дошкольников. Оно включает в себя развитие звуковой стороны языка, лексики, грамматической структуры речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. На каждой из этих сторон имеется ядро программного обеспечения, узловая формация, которая влияет на организацию речи и связана с развитием связной речи.

В детском саду дети изучают два основных типа монологов: самостоятельное рассказывание сказки или истории. На уроках пересказа дети знакомятся с речью, запоминают эмоциональные и образные слова и предложения, учатся говорить на живом родном языке. Высокий художественный уровень произведений, предназначенных для рассказа, целостность формы композиции и языка учат ребенка строить историю ясным и последовательным образом, не увлекаясь деталями и не упуская основных вещей, то есть развивать свои разговорные навыки.

Роль пересказа была высоко оценена в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы преподавания пересказа для дошкольников раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают важность пересказа для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ произведений положительно влияет на согласованность детского языка. Дети следуют шаблону литературного языка, подражают ему. Тексты содержат описания, которые вызывают у детей интерес, формируют способность описывать предметы и явления, улучшают все аспекты языка и повышают интерес к языку.

Действительно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. В этом контексте чрезвычайно важно, чтобы педагог выполнял работу эмоционально и выразительно. Пересказ помогает развивать у детей выразительные языковые навыки. Начиная с средней группы, программа детского сада предусматривает систематическое обучение детей пересказу. Большое значение имеют индивидуальные и подгрупповые упражнения, в которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

У ребенка пяти лет уже наблюдается достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата, что позволяет осуществлять более точные движения языка и губ, которые необходимы для произношения сложных звуков. В высказываниях пятилетних детей содержание существенно меняется, на что влияет общее развитие детей, развитие их способности наблюдать, сравнивать, обобщать, расширять словарный запас и тому подобное. Высказывания пятилетних детей становятся все более взаимосвязанными, всеобъемлющими, информативными, тематически дополненными, устанавливаются все структурные элементы и взаимосвязи между отдельными предложениями.

Достаточно развитое слуховое восприятие речи ребенка дает ему возможность различать увеличивающуюся и уменьшающуюся громкость взрослой речи, отмечая ускорение и замедление скорости речи, улавливая различные способы выражения. Подражая взрослым, дети сами могут довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, подчеркивать отдельные слова в предложениях, соответственно прерывать, выражать эмоциональную волю к тому, что выражается. Дети уже знают не только, как говорить достаточно громко, но и контролировать громкость чужой речи. Я могу изменить громкость голоса, учитывая содержание высказывания.

Поэтому способность детей использовать свой голосовой аппарат значительно расширяется. Изменяя объем и ритм слова, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, точнее выражать свои мысли и однозначно пересказывать тексты.

E.И. Тихеева не оспаривала перефразировки литературного произведения как фактора, который развивает язык детей, но отводила ему второе место, на первый план вышла независимая история о ребенке, и давала инструкции о том, как провести пересказ, для которого она предложила идеальные образы художественной литературы. И еще одна важная особенность истории: должно быть четкое соотношение частей с четким определением начала, середины и конца. Если между частями имеется четкая логическая связь, одна часть ведет к другой и объясняет это. Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод, что пересказ формирует представление ребенка о структуре связанного утверждения.

При пересказе текст известен как взрослым, так и детям. Задача обучения возлагается на ребенка: воспроизводить, пересказывать текст, учиться правильно говорить, хорошо говорить. Ребенок знает, что он не сообщает ничего нового взрослому. Поэтому детские высказывания часто носят чисто информативный характер: они передают основное содержание сказки или рассказа и даже не думают о выражении этого содержания.

С помощью независимой истории педагог также определяет задачу, выполнение которой ребенок способствует развитию своей речи, формированию его согласованности. Однако коммуникативная ситуация существенно меняется: содержание рассказа о ребенке неизвестно слушателю, они заинтересованы в прослушивании и это интересно рассказать оратору. Анализ детских рассказов, составленных независимо, показал, что согласованность высказывания в целом существенно зависит от уровня умения составлять отдельное предложение, от формирования «программирования» высказываний самой различной сложности.

Эти результаты соотносятся с требованиями к пересказу и самопознанию Е.И. Tихеева. И ее предложение использовать конец детей как историю, начало которой придумал учитель, до сих пор широко используется при формировании у ребенка представлений о структуре последовательного высказывания — описания или повествования.

Е.А. Флерина имела большое значение для работы с живым словом. Е.А. Флерина считает, что история ребенка развивает у ребенка мышление и языковые навыки. Успешный прием детской истории — это принять ее в качестве наставника, а затем прочитать ее другим детям.

Е.А. Флерина дала достаточно четкие инструкции о том, как изучать историю и выбирать репертуар: определяя тему и основное ядро рассказа, подводя черту к развитию рассказа, т.е. должна быть четкая структура истории, и картина должна быть четко раскрыта и использована, язык простой, но звучный, ритмичный, красочный. Многие педагоги по-прежнему руководствуются методологическими рекомендациями Е.А. Флёриной о художественной литературе, использовании иллюстраций и пошаговых инструкций в самостоятельной подборке согласованных высказываний.

В исследованиях О.С. Ушакова утверждает, что наибольшая эффективность в обучении связному языку достигается при условии, что работа выполняется не фронтально, а в подгруппах и индивидуально. Индивидуальная работа направлена на развитие языковых навыков каждого ребенка. Руководство для взрослых даны в атмосфере естественного общения.

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.


Список литературы

  1. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2010– 288 с.
  2. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст]: теоретич. основы: основ. задачи: развитие речи в возраст. группах: для работников ДОУ, студентов вузов и колледжей / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с.
  3. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду [Текст]: ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12.
  4. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008. – 240 с.
  5. Флерина, Е. А. Развитие речи [Текст] / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – М., 2010. – С. 210-219.
  6. Формирование связной речи детей 4-5 лет [Текст]: планирование, конспекты занятий, лексич. материал / авт.-сост. Л. Н. Сластья. –Волгоград Учитель, 2013. – 236 с.
  7. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов: пособие для самостоят. работы / В. И. Яшина [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
  8. Радуга [Текст]: программа и метод. рук. по воспитанию, развитию и образованию детей в дет. саду / В. В. Гербова [и др.]; сост. Т. Н. Доронова – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.