УДК 371

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

№24,

Педагогические науки

Гумерова Резеда Ринатовна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф.


Ключевые слова: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ; ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; SPEECH DEVELOPMENT; VOCABULARY DEVELOPMENT; PRESCHOOL CHILDREN; FAMILIARIZATION WITH THE SUBJECT WORLD; PRESCHOOL EDUCATION.


Аннотация: Статья содержит результаты, полученные в ходе изучения проблемы развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром. Автором производится анализ эффективности педагогического эксперимента, продемонстрировавшего, что работа педагога дошкольного учреждения, направленная на развитие словаря воспитанников младшей группы приобретет высокую эффективность, если в качестве средства ее осуществления использовать ознакомление с окружающим миром.

Речевое развитие представляет собой одну из основных образовательных областей, реализуемых в процессе дошкольного образования в нашей стране. Значимость данного направления педагогической работы обусловлена тем, что именно речь человека представляет собой то, что отличает нас от животных, делает возможным процессы мышления, опосредует процесс познания окружающей действительности, позволяет взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения своих потребностей.

Особое значение процесс речевого развития приобретает в период младшего дошкольного детства, к завершению которого ребенок на достаточном уровне овладевает средствами речевого взаимодействия. Данный процесс осуществляется одновременно по нескольким направлениям, одним из которых становится развитие словаря ребенка-дошкольника, осуществляющееся в рамках формирования у него лексико-грамматической стороны речи.

Актуальность данной проблематики определяется тем, что в современных условиях она приобретает особое значение для реализации целей системы дошкольного образования, определяемых содержанием ФГОС дошкольного образования. Для достижения высоких результатов педагогической работы, осуществляемой в данном направлении, необходим поиск наиболее действенных средств развития словаря ребенка, посещающего дошкольное учреждение. Одним из таких средств может стать ознакомление детей с предметным миром.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с предметным миром. Объектом изучения при проведении такой работы стал процесс развития словаря младших дошкольников, предметом – ознакомление с предметным миром как средство развития словаря у воспитанников младших групп дошкольных учреждений.

Изучение теоретических аспектов обозначенной проблематики позволило сделать вывод о том, что процесс развития словаря в период дошкольного детства неравномерен и приобретает наибольшую интенсивность именно в младшем дошкольном возрасте. Если в начале этого этапа (3 года) в детском словаре содержится около 1000 слов, то к концу его (4 года) словарный запас увеличивается до 1600 – 1900 слов. В младшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно осуществляются процессы уточнения значений отдельных слов, освоения общих принципов формообразования, в речи детей начинают все чаще применяться простые предлоги, а предложение начинает включать до 5-6 слов [1].

В младшем дошкольном возрасте увеличение словарного запаса происходит за счет обогащения жизненного опыта ребенка, его коммуникативного взаимодействия с окружающими взрослыми (родителями и другими членами семьи, педагогами). В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования у ребенка представлений о предметном мире, поскольку слова, использующиеся для именования предметов, их признаков и действий, способствуют развитию словаря младшего дошкольника и успешности его речевого развития на данном этапе в целом [2].

Анализ современных источников позволил сформулировать гипотезу, состоящую в предположении о том, что работа педагога дошкольного учреждения, направленная на развитие словаря воспитанников младшей группы приобретет высокую эффективность, если в качестве средства ее осуществления использовать ознакомление с окружающим миром.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы, была проведена опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный. В качестве участников исследования выступили воспитанники вторых младших групп МБДОУ «Детский сад № 84 «Серебряное копытце» г. Набережные Челны республики Татарстан. Общее количество участников исследования составило 50 детей, по 25 человек в экспериментальной (ЭГ) и в контрольной (КГ) группах.

Для определения уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста при проведении констатирующей и контрольной диагностики использована методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [3]. Основными методами исследования стали наблюдение за дошкольниками и беседа с ними, в ходе которой детям предлагалось выполнить несколько заданий. Критериями определения уровня развития словаря младших дошкольников являются умения детей называть слова, обозначающие предмет и выраженные существительным; обозначать признаки и качества предмета, выраженные прилагательным; называть глаголы, связанные с движением или состоянием предмета; употреблять слова-обобщения; понимать противоположные значения слов.

В результате проведения констатирующей диагностики выяснилось, что высокий уровень развития словаря по итогам выполнения детьми всех заданий имеют 16% младших дошкольников в ЭГ и 20% в КГ; средний – по 72% детей в обеих группах, низкий – 12% дошкольников в ЭГ и 8% в КГ. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения с детьми из экспериментальной группы педагогической работы, направленной на развитие их словаря.

Такая работа была проведена в экспериментальной группе на формирующем этапе педагогического эксперимента, продолжавшемся в течение трех месяцев, за которые с детьми было проведено 24 занятия. В качестве основного средства осуществления работы по развитию словаря дошкольников было использовано ознакомление детей с предметным миром. Наряду с непосредственно образовательной деятельностью, работа, проведенная на формирующем этапе, включала организацию с детьми дидактических игр и упражнений, проведение наблюдений за окружающим миром в ходе прогулок, чтение художественной литературы, речевое взаимодействие педагога с дошкольниками.

В ходе образовательной деятельности мы провели ознакомление младших дошкольников с предметным миром, и на основе этих занятий внесли в речь детей новые слова, активировали уже имеющийся у них словарный запас. На занятиях с детьми использовались разнообразные демонстрационные материалы (предметы, игрушки, рисунки, задания), использование которых было направлено на изменение активности дошкольников, обеспечение наибольшей эффективности проводимой работы.

Занимаясь с детьми, мы уделяли особое внимание тому, чтобы речь взрослого была ясной, выразительной. Особую значимость приобрела работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников с использованием различных приемов (демонстрация с называнием, объяснение назначения предмета, хоровые и индивидуальные ответы, многократные повторения нового слова или фразы, задания, предполагающие ответ действием, а также методы активации словаря (вопросы, комбинация показа и объяснения педагога и др.).

Во время прогулок мы организовывали наблюдения за природными явлениями, явлениями общественной жизни и транспортом. Исследовали объекты окружающего мира, обсуждали с дошкольниками их свойства и характеристики, элементы и детали, выполняемые ими действия, назначение различных объектов.

Активация словаря младших дошкольников осуществлялась и в процессе проведения дидактических игр (с предметами, настольными и печатными).

Также мы уделили большое внимание чтению художественной литературы, в том числе произведениям, которые способствовали обогащению детского словаря, чтению сказок, рассказам, стихам для детей, а также активно использовали песни и потешки во время режимных моментов. После чтения организовывались беседы, целью которых было выяснение того, как дошкольники понимают прочитанное, уделяя особое внимание лексической работе.

В ходе работы была выявлена положительная динамика в развитии словаря у всех дошкольников, принимавших в ней участие. Дети стали меньше ошибаться, реже путать названия предметов, похожих друг на друга, стали различать предметы по внешнему виду; они стали называть большое количество прилагательных, обозначающих качества и свойства предметов и явлений, глаголов, обозначающих действия человека, животных, действия, совершаемые с предметами.

Диагностика на контрольном этапе подтвердила эффективность опытно-экспериментальной работы: высокий уровень развития словаря по итогам выполнения детьми всех заданий имеют уже 28% младших дошкольников в ЭГ (на 12% больше, чем в начале педагогического эксперимента) и 20% в КГ (без изменений); средний – по 72% детей в обеих группах (без изменений), низкий – 8% дошкольников только в КГ (в ЭГ их количество уменьшилось на 12%, в КГ – не изменилось).

Таким образом, по сравнению с воспитанниками контрольной группы, в словаре младших школьников, участвовавших в работе по ознакомлению с предметным миром, существенно увеличилось количество существительных, прилагательных и глаголов, у детей сформировались умения употреблять обобщающие слова и понимать противоположные значения слов. Это позволило подтвердить гипотезу о том, что ознакомление с предметным миром является эффективным средством развития словаря детей младшего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Сидоренко, А.А. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста / А.А. Сидоренко // Уральский научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 28 – 30.
  2. Добронравова, О.В. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О.В. Добронравова, Х.Н. Галимова, А.В. Паньков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 4. – С. 271 – 273.
  3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.