УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Бахтигареева Регина Ринатовна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф.


Ключевые слова: РАННИЙ ВОЗРАСТ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА; НАРОДНАЯ ИГРУШКА; ФОРМИРОВАНИЕ; EARLY AGE; EMOTIONAL SPHERE; FOLK TOY; FORMATION.


Аннотация: Формирование эмоциональной сферы является важной частью общего интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Эмоции сохраняют свое значение в более поздней жизни, но на ранних стадиях онтогенеза они опережают, так как основываются в основном на целостном поведении дошкольников.

Ранний возраст – это начальный этап социализации ребенка. Это этап посвящения в общечеловеческие ценности, первый набор отношений с людьми, фаза бурного развития эмоциональной сферы, оказывающий огромное влияние на личностное развитие ребенка, занимающегося различными видами деятельности. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка развивается, усложняется и приобретает интеллектуальный характер.

Дети живут в эмоциях, действуют согласно им при выборе способов поведения. Эмоции сопутствуют чувства ребенка, регулируют практические действия умственной деятельности, делают окружающий мир разнообразным и красивым. Из-за эмоций детство остается незабываемым периодом жизни.

Известно, что личность ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, и этот процесс тесно связан с развитием эмоциональной сферы, соответственно, формированием интересов и мотивов поведения, определяемых социальной средой, характерной в первую очередь для данного этапа развития отношений со взрослым. И чем полноценнее социальный статус этих условий, тем благоприятнее развитие эмоциональной сферы ребенка [6, с. 112].

Для того чтобы формировать эмоциональную сферу необходимо обеспечить гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также сформировать необходимые навыки, которые позволят ребенку координировать своим чувства и эмоции (гнев, тревога, страх, чувство вины, стыд, сочувствие, жалость, сострадание, гордость). [22, с. 45].

Главным приобретением является установление того факта, что для эмоционального развития ребенка раннего возраста важно не просто общение, а именно его содержание и уровень активности взрослого в совместной с ребенком деятельности.

Главная цель формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Эмоции можно определить как субъективный опыт в отношении ситуаций и событий, которые важны для человека. Эмоциональная сфера человека является важнейшей частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоции могут передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. Набор эмоций состоит из чувств и страстей, эмоций, влияний и стрессов [3, с.57].

Эмоциональная сфера человека влияет на все аспекты психологической жизни человека: на познавательные процессы, на мотивационно — волевую сферу, на поведение и многое другое.

Эмоции человека позволяют адекватно и эффективно подключаться к окружающим условиям, человек может быстро реагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создают хорошее настроение, которое способствует развитию волевой сферы. Негативные эмоции могут подавить волю человека и развить отрицательное поведение.

Эмоциональное состояние возникает в ситуациях, которые важны для человека и влияют на его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их внешними формами и перехода к внутренним психическим процессам [2, с. 50].

Впервые ребенок сразу после рождения начинает испытывать эмоции. В основе возникновения положительных эмоций лежит взаимодействие ребенка со взрослым. У детей в раннем возрасте эмоции преходящи, нестабильны и выражены насильственно. Эмоциональное состояние ребенка начинает полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширения видов деятельности [1,с.142].

Народные игрушки особенно важны в современной системе образования. Народные игрушки имеют ценность, которой не хватает современным игрушкам. Народные игрушки отражают духовный мир человека, красоту природы и ценность человеческой жизни. Эти игрушки способствуют психологическому развитию ребенка, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек для детей созданы условия для познания окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим ее людям.

Как определено в основных положениях ФГОС ДОО, игрушка является средством формирования мировосприятия. Ребенок воспринимает игрушку как образ предмета реального или сказочного мира, партнера, товарища. Понимает ее внешние особенности и другие характеристики как воплощение художественной, технической и других видов культур. Игрушка является составной предметно-игровой среды и предпосылка развития игры. Ребенок творчески применяет образ игрушки в предметно-игровой среде. Использует игрушку в соответствии с назначением, содержания, классификации знает вариативные возможности использования различных игрушек. Применяет игрушку для отображения социальных взаимоотношений людей. Различает народную игрушку, знает ее назначение, роль, использование. Сознательно использует для развертывания сюжета игрушки-заменителя и собственноручно изготовленные игрушки [3, с. 101].

Одним из действенных средств формирования творческой активности личности воспитуемых является разновидность русского народного искусства – народная игрушка. Она является воссозданием в той или иной более простой, обобщенной и сгруппированной форме предметов и явлений жизни, и деятельности общества.

Народная традиционная игрушка имеет истоки в глубинных слоях фольклорной коллективной культуры. Ведь в ней воплощены пластичные, орнаментальные, наконец образные предпочтения каждой отдельной этносоциальной организации — качественного составного элемента средоточие национального. В этом принцип фольклорного коллективного искусства. В то же время массовое искусство функционирует по законам горизонтального распространения информации, что нередко приводит к искажению, упрощения и вульгаризации самой идеи детской игры [4, с. 98-99].

Использование народной игрушки в воспитании способствует приобщению ребенка к духовному, эстетическому, бытовому опыту народа.

Народные игрушки — это средство формирования эстетической красоты, эстетического вкуса, чувственного восприятия и др.

Народная игрушка — это нить в руках ребенка, которая связывает ее с историей родины.

Народные игрушки имели важное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки — развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. С давних пор любящие и заботливые родители мастерили для детей игрушки. Времена испытали и показали воспитательные функции народных игрушек.

В формировании эмоциональной сферы у детей, игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает хорошее отношение к окружающему.


Список литературы

  1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — С. 2-45.
  2. Арутюнов Г. Вращается гончарный круг // Народное творчество. — 2005. — № 5.
  3. Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен // Образовательная политика: научно-публицистический журнал. — 2012. — № 5 (61). — С. 3-5.
  4. Борисовский, В.Г. Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста с использованием игрушек [Текст] / В.Г. Борисовский. – М., 2016. – 264 с.
  5. Богуславская И. Л. Русская игрушка. — М. : Мозаика-синтез, 2000. – 250 с.
  6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : учеб. Пособие для вузов [Текст] / Л.А. Григорович. – М. : Просвещение, 2001. – 367с.
  7. Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00110322_1.html
  8. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М. : Просвещеиие, 2005. – 356 с.
  9. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. — 176 c.
  10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2006. — №6