УДК 37

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА «Я» У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Баязитова Мария Сергеевна


Научный руководитель: Льдокова Г.М., канд.психол.наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: РЕБЕНОК; САМООЦЕНКА; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ОКРУЖАЮЩИЙ МИР; ЛИЧНОСТЬ; CHILD; SELF-ESTEEM; PRESCHOOL AGE; ENVIRONMENT; PERSONALITY.


Аннотация: Недостаточность сформированных знаний о себе, их несоответствие с реальностью делает ребенка беспомощным перед негативным воздействием окружающей среды. Ребенок воспринимает полученные знания на веру, что иногда приводит к развитию отрицательного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватное самомнение осложняет жизнь, считается предпосылкой конфликтов как с самим собой, так и с окружающими его людьми.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование считается первой ступенью общего образования. Существенный фактор, обуславливающий формирование личности ребенка и характер развития, есть процесс становления «образа Я» дошкольника. В течение продолжительного времени дошкольное образование определяло ориентацию ребенка на требование социума, на получение им знаний об окружающем мире. Современные образовательные программы направлены на личностно ориентированное образование и предполагают осуществление педагогического содействия в становлении «образа Я», осознание ребенком себя в качестве представителя определенного пола, члена семьи, государства.

Поэтому изучение самооценки стало сегодня одним из актуальных вопросов. По мнению многих психологов, знакомство детей с обществом и построение отношений с другими людьми начинается с развития их собственных взглядов.

Дошкольный период – это небольшой отрезок времени в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного и ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. [5, с. 79]

Ребенок стремительно познает мир вокруг, смысл человеческих взаимоотношений, понимает себя в концепции предметного и социального мира, у него формируются познавательные способности. К окончанию детского сада у хорошо развитых детей закладываются первые формы самосознания – познание и оценка собственных свойств и полномочий, открытие им для себя собственных переживаний, что является основным новообразованием данного возраста. [1, с. 207]

Способность ребенка присваивать через механизмы идентификации накопленный опыт человечества лежит в основе самосознания. Она выделяет в самосознании «кристалл личности». Основой «кристалла» является имя собственное (идентифицированное с телесной индивидуальностью) и социальное признание, которое ребенок получает сначала от непосредственного, а затем более удаленного социального окружения. [2, с.320]

Многие исследователи связывают начало самосознания с ранним (или даже младенческим) возрастом. Это происходит в процессе активных действий детей, что во многом зависит от их внутреннего состояния. Ребенок уже не только знает свое имя, но и «открывает себя» как отдельную персону. Начинается произвольное овладение своим телом. Результатом становится появление целенаправленных движений и действий. Координация всего тела происходит во время развития движения. [4, c.351]

«Образ Я» включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя и т.д. — совокупность всех представлений субъекта о себе, самоконцепцию.

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования личностной идентичности проходит этап дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа «Я»: «Я»-реальное и «Я»-идеальное; появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. К тому, же процесс развития личностной идентичности происходит через процесс идентификации с родительской или материнской фигурами.[6, c.162]

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферами ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т.е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

С целью изучения формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу, которая состояла из трех этапов.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 30 человек. Из них – 15 человек экспериментальной группы и 15 человек контрольной группы. Для реализации данной цели и ряда задач нами были использованы методики «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской. Был отобран специально вариант для детей дошкольников. Вторая методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан. После проведения данных методик на констатирующем этапе исследования были получены такие результаты. Результаты показаны на рисунке 1 и 2.


Рис.1. Результаты констатирующего этапа исследования по методике «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской

В целом, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе более преобладает завышенная самооценка. А в контрольной — адекватная.

Дети обеих групп находились в одинаковых условиях. Они занимались по одной и той же программе.


Рис.2. Результаты констатирующего этапа исследования по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан.

В целом, по данной методике, мы выявили, что у дошкольников экспериментальной группы преобладает низкая самооценка, а в контрольной группе — адекватная самооценка.

Как мы видим, разные методики диагностики самооценки у детей старшего дошкольного возраста, показали несколько разные уровни самооценки детей. Это можно объяснить тем, что например, в методике «Лесенка» дети хотели показать себя лучше в глазах проводящего исследования человека и завышали свои реальные оценки, поставив себя на ступени выше, чем в действительности. Или же дети не желают признавать себя «плохим».

На формирующем этапе исследования, с учетом полученных данных, были составлены занятия, в которые были подобранны игры для развития самооценки у детей дошкольного возраста. В экспериментальной группе в первой половине дня дополнительно раз в неделю проводилось одно занятие и два раза в неделю после дневного сна проводились игры, на протяжении 3-х месяцев (январь – март).

На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику с целью выявления уровня сформированности самооценки у детей дошкольного возраста. На данном этапе исследования, для сравнения результатов нашей работы, мы использовали те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

И были получены следующие результаты по двум методикам.


Рис. 3. Результаты контрольного этапа исследования по методике «Лесенка» по Т.Д. Марцинковской

Можно сказать, что в экспериментальной группе показатели адекватной самооценки значительно увеличилась. В контрольной группе динамика особо не увеличилась.


Рис.4 Результаты контрольного этапа исследования по методике «Нарисуй себя» А.М. Прихожан.

На основе этих показателей, можно сделать вывод, что уровень самооценки в экспериментальной группе увеличился, дети с показателями низкой и завышенной самооценки перешли на уровень адекватной самооценки. В контрольной группе столь высокой динамики мы не заметили. Такие данные в экспериментальной группе мы получили благодаря проведённым занятиям, в которые были включены игры и упражнения по формированию самооценки у детей дошкольного возраста.

На контрольном этапе исследования, мы заметили, что дети в экспериментальной группе стали намного увереннее, рисовали рисунки более чёткие, для рисования образа себя использовали позитивные цвета.

Таким образом, можно сказать о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста самооценка сформировалась как адекватная, следовательно, программа реализации психолого-педагогических условий формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста эффективна.


Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. развитие представлений о себе у ребёнка от рождения до 7 лет / Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М., 2017. – 287с.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Юрайт, 2013. – 321 с.
  3. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова. // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 16.
  4. Ищенко, Т.В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте / Т.В. Ищенко // Молодой учёный. – 2016. — № 19(123). – С. 350-352.
  5. Лихачева, Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Е.Н. Лихачева. – М.: Детство–Пресс, 2013. – 80 с.
  6. Романова, И.О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста / И.О. Романова // Успехи современного естествознания. – 2015. — № 10. – С. 162-164.