УДК 159

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

№24,

Педагогические науки

Терешева Лилия Ильнуровна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; FICTION; PRESCHOOL CHILDREN; MORAL EDUCATION; PRESCHOOL EDUCATION.


Аннотация: В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме использования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На основе результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, автором делается вывод о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится более эффективным, если в качестве основного средства работы с ними использовать художественную литературу.

Нравственное воспитание подрастающего поколения представляет собой очень важную и, одновременно, сложную проблему современности. Последние десятилетия в нашей стране являются временем перемен: изменился общественный строй, произошла коренная перестройка системы ценностей. В результате современные исследователи отмечают падение уровня нравственности российского общества, преобладание материальных ценностей над духовными, все большее распространение детской жестокости, агрессивности по отношению к окружающим. Одним из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольников в таких условиях становится художественная литература, использование которой позволяет достигнуть целей ФГОС дошкольного образования [2], который в качестве одного из основополагающих принципов определяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это и определило актуальность проводимого исследования.

Целью данной статьи является обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме использования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста, предметом – художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования художественной литературы как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста проведена в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Работа проводилась на базе МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» г. Мамадыш с 50 детьми старшего дошкольного возраста, по 25 человек в экспериментальной и контрольной группах. Для определения уровня нравственного воспитания детей на констатирующем и контрольном этапах использованы методы наблюдения и опроса по методике А.С. Метелягина [1, с. 12 – 13]. Критериями для определения уровня нравственной воспитанности детей стали знание дошкольником нравственных ценностей; способность ребенка к нравственному поступку; личностная нравственная рефлексия.

На констатирующем этапе по критерию «Знание нравственных ценностей» к высокому уровню отнесены 8% дошкольников в экспериментальной группе и 12% в контрольной; к среднему – 84% в экспериментальной и 80% в контрольной; к низкому – по 8% дошкольников в обеих группах. По критерию «Способность к нравственному поступку», к высокому уровню отнесены по 24% дошкольников в обеих группах; к среднему – по 76% детей. По критерию «Личностная нравственная рефлексия» к высокому уровню отнесены 8% детей в экспериментальной группе и 12% в контрольной; к среднему – по 72% дошкольников в обеих группах; к низкому – 20% в экспериментальной и 16% в контрольной.

На формирующем этапе была организована работа по нравственному воспитанию дошкольников посредством художественной литературы. Приобщая детей к художественной литературе в процессе нравственного воспитания, мы старались подобрать такие произведения, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей. В связи с тем, что в дошкольном возрасте дети пока еще не читают самостоятельно и не могут сами выбрать литературу для чтения, правильный подбор литературы и умение взрослого донести до них замысел произведения, приобрел особенное значение.

Большое место в проделанной работе отводилось нами народным сказкам, значение которых в нравственном воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. С помощью сказок мы показывали детям, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо («Кот, петух и лиса»).

В работе мы использовали не только народные сказки, но и авторские произведения, в которых также можно найти множество образцов высоких нравственных качеств. При знакомстве с ними дошкольники проявляли желание быть похожими на Вовку (из стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»), смеялись над трусливыми мальчишками из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», не хотели быть похожими на ленивую Федору из «Федориного горя» К. Чуковского.

Такие произведения как «Камень», «Красногрудые снегири» В. Сухомлинского поспособствовали воспитанию у дошкольниклв чувства любви к родной стране и гордости за нее. Воспитать бережное отношение к природе, к животным, заботиться о них и защищать от уничтожения помогли такие художественные произведения, как «Не смей» Э. Шима, «Ребята и утята» М. Пришвина, «Кот – ворюга» К. Паустовского, «Лесные хоромы» М. Пришвина. В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогли рассказы «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы» Л. Воронковой, «Если бы у меня был ковер – самолет» В. Сухомлинского. Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», А. Барто «Любочка» поспособствовали формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость по отношению к окружающим, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Проводимая работа постепенно способствовала тому, что у дошкольников из экспериментальной группы углублялось понимание нравственных категорий, их использование самими детьми становилось все более осознанным. Изменения происходили и в поведении детей, они стали более сдержанными, стали чаще уступать друг другу, в группе сократилось количество конфликтов. Дети научились анализировать свое поведение, объяснять как хорошие, так и плохие поступки – это помогало в дальнейшем не допускать их повторения.

В результате на контрольном этапе по критерию «Знание нравственных ценностей» к высокому уровню отнесены 12% дошкольников в экспериментальной группе и 12% в контрольной; к среднему – 84% в экспериментальной и 80% в контрольной; к низкому – 4% в экспериментальной группе и 8% в контрольной. По критерию «Способность к нравственному поступку», к высокому уровню отнесены 48% дошкольников в экспериментальной группе и 24% в контрольной; к среднему – 52% в экспериментальной и 76% в контрольной. По критерию «Личностная нравственная рефлексия» к высокому уровню отнесены 24% детей в экспериментальной группе и 12% в контрольной; к среднему – по 72% в обеих группах; к низкому – 4% в экспериментальной и 16% в контрольной.

Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности педагогического эксперимента и подтвердить предположение о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в качестве основного средства работы с ними использовать художественную литературу.


Список литературы

  1. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (02.01.2020).