УДК 37

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Вазиева Алсу Фаритовна
Газизова Фарида Самигулловна


Ключевые слова: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; КОММУНИКАЦИЯ; ОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ; STORY-ROLE-PLAYING GAME; PRESCHOOL AGE; MIDDLE PRESCHOOL AGE; PLAY ACTIVITY; INTERPERSONAL RELATIONSHIPS; COMMUNICATION; COMMUNICATION OF PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных отношений детей и уровня развития сюжетно-ролевой игры; предложена методика организации и проведения сюжетно-ролевых игр с целью формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Формирование межличностных отношений в дошкольном детстве составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования.

Основы межличностных отношений закладываются и формируются в детстве. В дошкольном возрасте детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии.

По мнению специалистов (А. А. Бурлаков, О. П. Дегтярева, О. Н. Коган, М. Э. Вайнер, Е. А. Смирнова), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (в два-четыре) сверстник является партнером по эмоционально практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной межличностной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (в четыре-пять лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в шесть-семь лет) общение со сверстником приобретает черты вне ситуативности, содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра постепенно складывается в среднем дошкольном возрасте. Ребенок осуществляет игровые действия в воображаемой ситуации, реальные предметы может применять для различных действий, дошкольник берет на себя роли различных персонажей. Сюжеты игр среднего дошкольника отражают конкретные условия жизни ребенка. Они могут изменяться, трансформироваться, развиваться благодаря педагогическому воздействию взрослого или старших детей. Вместе с расширением кругозора ребенка происходит и развитие игровых действий, и наполнение сюжетов для детских игр.

Организуя сюжетно-ролевые игры для средних дошкольников, педагог должен позаботиться о развитии межличностных отношений детей. С помощью взрослого в процессе игры дошкольники приобретают опыт выполнения игровых действий и исполнения игровой роли социальной направленности, получают социальные навыки взаимодействия.

Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.

Экспериментальное исследование развития межличностных отношений дошкольников проводилось в средней группе детского сада МБДОУ Детский сад №15 «Алсу», г. Нурлат.

Цель данного эксперимента заключалась в следующем: определить особенности развития межличностных отношений дошкольников в игре; осуществить целенаправленный подбор сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих развитие межличностных отношений средних дошкольников.

Для диагностики использовались следующие методики:
‒ Методика 1. «Картинки» (Авторы: Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина).
‒ Методика 2. Изучение навыков общения в процессе сюжетно-ролевой игры (Авторы: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.).

В процессе диагностики уровня навыков общения было выявлено, что 30 % детей имеют высокий уровень, 60 % — средний, 10 % — низкий уровень. Анализ развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры показал, что только 20 % детей имеют высокий уровень развития навыков общения, 30 % — средний, и 50 % — низкий уровень.

На втором этапе (формирующем) происходило непосредственное развитие межличностных отношений дошкольников в процессе игр.

Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Была разработана программа формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством игр.

Цель и задачи программы по развитию у детей межличностных отношений:
‒ развивать у детей чувствительность к воздействию сверстника;
‒ развивать игровую инициативу;
‒ учить детей использовать позитивные оценки действий сверстника (одобрять, поощрять, хвалить, помогать);
‒ учить детей понимать чувства другого, уступать в игре, учить делиться;
‒ учить детей развивать сюжет игры, вести ролевой диалог; ‒ учить детей позитивно и вежливо общаться со сверстниками.

Мы развивали навыки сюжетно-ролевой игры у средних дошкольников, обучали детей придумывать сюжет, выполнять его в соответствии со взятой на себя ролью, развивали умения вести ролевой диалог. Работу по развитию межличностных отношений среди дошкольников проводили с привлечением родителей.

В процессе контрольной диагностики уровня навыков общения было выявлено, что уже 60 % детей имеют высокий уровень, 30 % — средний, низкий уровень не выявлен Анализ развития межличностных отношений детей в процессе сюжетно-ролевой игры показал, что уже 30 % детей имеют высокий уровень, 70 % — средний, низкий уровень не выявлен.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра при правильной ее организации и стимулирующем воздействии педагога оказывает большое влияние на развитие межличностных отношений дошкольников.


Список литературы

  1. Косарева, Д. А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д. А. Косарева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49814/
  2. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 38. — С. 116–118. URL https://moluch.ru/archive/172/45729/ (дата обращения: 24.03.2018).
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.-144 с.
  4. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / Сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб., 2010. – 592 с.
  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М, 2004. – 112 с.
  6. Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.; Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – 150 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2008. – 348 с.