УДК 37

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Григорьева Анжелика Федоровна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., доцент, к.н.


Ключевые слова: РАННИЙ ВОЗРАСТ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА; САМОКОНТРОЛЬ; ЭМПАТИЯ; НАРОДНАЯ ИГРУШКА; КУКЛА; ТРАДИЦИЯ; EARLY AGE; EMOTIONAL SPHERE; SELF-CONTROL; EMPATHY; FOLK TOY; DOLL; TRADITION.


Аннотация: В статье анализируются отношение и интерес детей раннего дошкольного возраста к народным игрушка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них хороший, положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, или куклу «утешницу. Автор исходит из того, что игрушка является важнейшим инструментом социализации и духовно-нравственного развития ребенка, особенно в первые годы его жизни.

В современном мире дети часто получают в руки одну из первых игрушек, не погремушку, не матрешку, не мяч, а электронные гаджеты. Ребенок насыщен зрительными, тактильными и слуховыми ощущениями субъекта, в котором создается виртуальная реальность. В связи с этим, актуальность темы формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста с помощью игрушек, изготовленных в различных народных традициях, в настоящее время возрастает. В психологии известен феномен импринтинга, когда сильные чувства привязанности к этому объекту фокусируются на объекте, который ребенок видит в раннем возрасте. Родители часто не задумываются о том, как именно смартфон влияет на развитие эмоциональной сферы их ребенка, которую, в отличие от игрушек из дерева, ниток, керамики и тканей, нельзя брать в рот для связи вкусовых ощущений.

Дети раннего возраста выражают свои эмоции в виде яркого эмоционального всплеска. Появление эмоциональных навыков самоконтроля связано с формированием эмпатии и других нравственных качеств ребенка [1, с. 154].

Если рассмотреть какие эмоции испытывает ребенок, держа в руках тот или иной предмет, хочется познакомиться с народными богатствами наших предков, ведь младенцев воспитывали многие поколения матерей. Какие возможности для развития эмоциональной сферы у детей предоставляет народная игрушка из традиционных материалов?

Начиная с младенческого возраста, ребенок играл с «куколкой — капусткой» или «куколкой-кормилкой». Он был сделан из старых вещей матери, без использования иголок и ножниц, чтобы жизнь ребенка прошла без колкостей и резких моментов [6, с. 125].

Когда ребенок становился старше, ему дарили «куколку-травницу» с толстой круглой юбкой, которая была туго набита успокаивающими травами (мятой, душицей, листьями смородины).

Когда ребенок начинал капризничать, ему давали куклу «детскую утешницу», у которой в руках и в кармане юбки были пряники, орешки и сахар.

Перед сном, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, играй этой куколкой», ребенку в кровать клали куклу «бессонница», которая сворачивалась из двух лоскутков ткани.

Из изношенной мягкой ткани с тонкими веревочными ручками и ножками делали куколку «жалейка» или «убоженька». Она была похожа на старушку, формировала у детей эмпатию и воспитывала в детях умение принимать людей такими, какие они есть.

Матрешка являлась особой народной игрушкой со многими воспитательными и обучающими функциями. Родители использовали матрешку для разъяснения соотношения размеров предметов, а так же для правильного восприятия представления о семье. С помощью разъемной куклы ребенок выстраивает в ряд похожих друг на дружку родственников – маленьких и еще меньше [2,3].

Даже в религии Ислам считается, что в детских игрушках в виде животных и кукол нет вреда, потому что они не предназначены для языческого поклонения или хвастовства богатством.

Традиционную татарскую куклу делали из древесной щепы, наполняли травой или тряпкой, привязывали шерстяные нити и цветные лоскутки. Придерживались мусульманских традиций, не давая имен и не рисуя лица
[5].

Народная игрушка хранит самые теплые традиции человечества, она формирует правильные представления ребенка о семье, о природе, и вообще об окружающем мире. Народная игрушка делается руками человека из теплых, безопасных, приятных на ощупь и обоняние материалов — дерева, ткани, соломы, ниток и глины. А использование народных игрушек в повседневной жизни ребенка делает ее эмоционально богатой, доброй, яркой и веселой. [4, с. 251]


Список литературы

  1. Белобрыкина О. А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка /О.А.Белобрыкина // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России, Бирск, 2006. – С. 154-167
  2. Дайн Г. Л. Народная игрушка. [Электронный ресурс] /Г.Л.Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007.- URL: http://www.knigi-dain.ru/works/publikatsii/
  3. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Электронный ресурс] /Г.Л.Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007.- URL: http://www.knigi-dain.ru/works/publikatsii/
  4. Короткова Н. А. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года ./В.В.Абраменкова, Н.А.Короткова и коллектив авторов – Пенза – Витебск – Москва: Научно – издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 251.
  5. Кучевасова С. В. Крестьянская тряпичная кукла [Электронный ресурс] /С.В.Кучевасова http://islam.ru/content/obshestvo/40884.
  6. Черная А. В. Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах [Текст] //А.В.Черная. – Психологический журнал «Развитие личности. 2014. — №3. – С. 121-144