УДК 37

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Бадретдинова Алина Ильдаровна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., доцент, к.н.


Ключевые слова: ИГРА; ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; ГИМНАСТИКА; ИГРЫ; АНКЕТИРОВАНИЕ; FINGER GAMES; GYMNASTICS; GAMES; QUESTIONING.


Аннотация: В данной статье рассмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей являются одним из наиболее эффективных способов развития речи детей. Исследователи Е.Ф.Архипова [1], М.М.Кольцова [2], М.С.Рузина [2], Л.П.Савина [3], И.Е.Светлова [4], раскрывая важность развития мелкой моторики рук, отмечают, что ежедневное проведение пальчиковых игр с речевым сопровождением оказывают сильное стимулирующее действие на малыша.

Е.Ф.Черенкова [5] в работе «Оригинальные пальчиковые игры» отмечала, что чем больше игр с пальчиками разучивает ребенок, подражая взрослому, тем сильнее у него желание подражать движениям кисти и стихотворным текстам в хорейном стихотворном размере. Так, первая народная игра с ручками ребенка «Ладушки-ладушки» — пример именно такой забавы, когда движения рук ребенка организуются под ритм двусложного стихотворного текста с ударением на первый слог: «Ла-а-душки, ла-а-душки,/ Где были? – У ба-а-бушки». Именно ритмические движения, пальчиков, рук и всего тела во время таких игр доставляют детям большое удовольствие и стимулируют подражать звукам речи.

Е.Ю.Тимофееева в исследовании «Пальчиковая гимнастика» [6] отмечает, что, вслушиваясь в стихотворный текст, ребенок улавливает ритм родной речи, помогая себе движениями рук, и одновременно стремится понять смысл первых художественных произведений. Не скоро узнает ребенок, кто такая эта «сорока – ворона», которая почему-то варила кашку, но на всю жизнь ребенок запоминает, что не дали каши тому, кто дров не рубил и воды не носил. Почему-то нехорошо это.

Таким образом, пальчиковые игры с речевым сопровождением влияют на все стороны развивающейся личности малыша: и на познавательное развитие, наполняя его словарь новыми словами, многие из которых выходят за пределы бытового лексикона, и на эмоциональную сферу, давая заряд бодрости и радости общения со взрослым, и на речевую, стимулируя подражательное повторение звуков и слов, и на двигательную, развивая тонкие движения пальцев.

В рамках экспериментального исследования «Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни» мы провели на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Килэчэк» Елабужского муниципального района Республики Татарстан анкетирование родителей группы раннего возраста. Целью опроса было выявление отношения родителей к использованию пальчиковых игр для развития речи их детей.

Анкета включала 6 вопросов. В опросе приняло участие 30 родителей (мамы, папы, бабушки детей группы раннего возраста). Результаты опроса в процентном отношении отражены в таблице 1.

Вопросы анкеты Никогда Иногда Часто
1. Играете ли вы дома со своими детьми в пальчиковые игры? 20% 60% 20%
2. Есть ли дома игрушки для развития мелкой моторики рук? нет

0

немного

40%

много

60%

3. Рассказываете ли вы ребенку потешки, стихи, сказки?  

10%

 

80%

 

10%

4. Просите ли вы своего ребенка говорить понятно, исправляете ли неправильное произношение слов?  

20%

 

60%

 

20%

5. Следите ли вы сами за произношением и чистотой речи взрослых, которые общаются с ребенком?  

20%

 

60%

 

20%

6. Сколько времени в день ваш ребенок проводит за просмотром мультфильмов и игрой на телефоне больше 1 часа

70%

15-20 мин

20%

нет

10%

Анализ результатов анкетирования показывает, что 20% родителей вообще не играют с детьми в пальчиковые игры. Когда мы задали этим родителям после обработки анкет уточняющий вопрос: «А почему вы не играете с детьми в пальчиковые игры?», то 3 родителей (в возрасте 25 лет) ответили, что даже не знают о существовании этих игр. На наш изумленный вопрос: «Неужели вы никогда не играли в «Ладушки», «Мы делили апельсин», «Идет коза рогатая», эти родители ответили, что слышали, конечно, об этих стихах, и с ними самими дома играли их родители. Но сейчас они думают, что эти стишки устарели, и никакой пользы от них нет. Из этой беседы мы сделали вывод, что молодым родителям необходима просветительская работа с доказательным показом действенности и полезности пальчиковых игр и для развития мелкой моторики рук (потому что есть группа игр, где требуется массаж пальчиков), и для развития речи. Мы запланировали выступление узких специалистов детского сада: логопеда, педагога-психолога и физкультурного руководителя для того, чтобы каждый из них с точки зрения своей специализации показал и рассказал родителям, зачем нужны игры с пальчиками с речевым сопровождением.

60% родителей ответили, что играют с детьми время от времени. И только 20% родителей (6 человек) сказали, что специально занимаются с детьми каждый день, используют три вида пальчиковой гимнастики:

  • пассивную гимнастику, при которой взрослый сам разминает руки малыша, читая стихотворный текст;
  • пассивно-активную гимнастику, в которой сочетаются чтение стишков и разминания детской руки взрослым с собственными движениями и проговариванием текста малышом;
  • активную гимнастику малыша на основе подражания движениям и речи взрослого.

На вопрос «Есть ли дома игрушки для развития мелкой моторики рук?» все родители отметили, что стараются приобретать разнообразные современные игрушки для сенсорного развития ребенка. У всех есть вкладыши, доски и домики, рекомендованные по методике Монтессори, матрешки, пирамидки, разнообразные деревянные, пластиковые и картонные пазлы, наборы Лего, проволочные лабиринты. В 6 семьях есть бизиборды – доски для развития мелкой моторики, на которых крепятся различные замочки, шнуровки, шпингалеты, молнии, кнопочки, окошки с секретиками и т.п. В 2 семьях бизиборды сделали сам родители, собрав интересные приспособления. В одной семье бабушка шьет тряпичные игрушки с «секретиками», которые застегиваются на пуговички, липучки, завязываются бантиками. В этой семье девочка Э. постоянно играет в различные пальчиковые игры с речевым сопровождением. Мы отметили, что в диагностике этой девочки самые высокие показатели развития речи и мелкой моторики рук.

На вопрос «Рассказываете ли вы детям дома сказки?» 10% родителей ответили, что у них не находится времени на то, чтобы читать сказки, потому что очень сильно устают на работе. 10% родителей ответили, что считают необходимостью заниматься с детьми каждый день, а чтение сказки на ночь – это приятный ритуал для установления близких и приятных отношений с ребенком. 80% родителей ответили, что читают сказки и стихи время от времени, но хотели бы почаще и побольше проводить времени с ребенком. К сожалению чаще родители включат детям мультфильмы и развивающие игры, надеясь, что дети сами научатся чему надо, просо глядя в экран.

Вопрос «Исправляете ли вы неправильное произношение вашего ребенка?» большую часть родителей привел в замешательство. Оказалось, что 80% родителей считают, что ребенок до трех лет еще не понимает, что ему говорят. И поэтому ему можно говорить как попало. Многие родители считают, что плохое произношение пройдет само собой с возрастом ребенка. 2 мамы всерьез считают, что для того, чтобы ребенок говорил правильно, нужно с трех лет водить его на занятия к логопеду. Эти же мамы не видят никакой связи развития активной речи ребенка с пальчиковыми играми, не исправляют неправильное произношение детей, не следят за чистотой собственной речи, общаясь языком мессенждеров, постоянно употребляя в речи штампы из «Интернет – хлама». При этом эти мамы искренне считают, что делают все возможное для воспитания своих детей, покупая им дорогие игрушки, модную одежду и водя их в платную группу в Центр раннего развития.

Так же большое количество родителей (80%) не следят за чистотой своей речи и речи родственников, окружающих ребенка. 20% считают, что с детьми надо разговаривать на «маленьком языке», то есть сюсюкать, использовать уменьшительные суффиксы и калечить слова, подражая произношению ребенка. Для многих родителей позже стало открытием, что ребенок учится говорить, глядя на лицо и рот взрослого, подстраивая свои вокализации под звуки, которые он слышит от взрослых.

На вопрос «Сколько времени в день ваш ребенок проводит за просмотром мультфильмов и игрой в телефоне» 70% родителей ответили, что телевизоры, компьютеры, планшеты и сенсорные телефоны есть в современных квартирах в каждой комнате, и маленький ребенок фактически с рождения всегда находится рядом с гаджетом. Большинство родителей дают детям играть на планшете и сенсорном телефоне, не регулируя длительность времени за этими занятиями. О вреде, который это может нанести здоровью ребенка, родители что-то слышали, но предпочитают не задумываться от этом.

Как видно из результатов анкетирования, родители детей раннего возраста время от времени (иногда) сами занимаются с детьми (играют в пальчиковые игры, рассказывают стихи и сказки, поют песни, исправляют ошибки в речи детей). Родители не уделяют должного внимания чистоте собственной речи, не обращают внимания на ошибки в произношении детей, надеются, что правильная речь появится сама собой с возрастом. Требуется специальная просветительная работа детского сада с родителями.


Список литературы

  1. Архипова, Е.Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку? [Электронный ресурс] / Е.Ф.Архипова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-chego-nuzhna-paltsevayagimnastika-rebenku
  2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Электронный ресурс] /М.М.Кольцова, М.С.Рузина. — URL: https://www.koob.ru/koltsov/
  3. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]/Л.П.Савина. – М.: Родничок, 2012. – 185 с.
  4. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст]/И.Е.Светлова. – М.: Детство – Пресс, 2012. – 71 с.
  5. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст]/Е.Ф.Черенкова. – М.: Дом ХХI век, 2014. – 187 с.
  6. Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковая гимнастика [Текст]/Е.Ю.Тимофеева.- М.: Корона Принт, 2008. – 232 с.