УДК 37

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

№24,

Педагогические науки

Ахметова Айсылу Радиковна
Миннуллина Розалия Фаизовна (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ИГРА; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ПРАВИЛО ИГРЫ; ПРОЦЕСС ИГРЫ; РОЛЕВАЯ ИГРА; РЕБЕНОК; GAME; DIDACTIC GAME; RULES OF THE GAME; GAME PROCESS; ROLE-PLAYING GAME; CHILD.


Аннотация: В данной статье рассмотрена роль игры с правилами, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Игра — один из основных видов деятельности человека. Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного возраста. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости, дошкольников легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно.

Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Дидактическая игра — это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
— закрепляет знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Современное дошкольное образование ставит задачу формирования системы знаний на высоком уровне теоретического обобщения. С овладением обобщенными теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и самостоятельности детей для современного дошкольного образования является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает дошкольнику активную позицию в изучении последующих вопросов учебного предмета. И чем шире сформированное обобщение, тем обширнее сфера его применения, возрастают творческие возможности дошкольников и потому растет и познавательный интерес к выполняемой работе. И не случайно, что повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников рассматриваются в качестве взаимозависящих и взаимообусловливающих друг друга педагогических проблем.

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

С.А. Шмаков считает, что «лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
— игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;
— в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
— игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
— умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В.М. Григорьева);
— в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
— игра – способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача.

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра”. Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детей дошкольного возраста зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.


Список литературы

  1. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5–11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. — Волгоград: Учитель, 2006. — 95 с.
  2. Барышникова, Н. В. Математика 5–11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] / Н. В. Барышникова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 154 с.
  3. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова // Начальная школа. — 2004. — № 11. — 112 с.
  4. Губанова, О. В. Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках [Текст] / О. В. Губанова // Начальная школа. — 1997 г. — № 6.
  5. https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/08/statya_znachenie_didakticheskoy_igry_v_razvitii_poznavatelnoy_aktivnosti_u_doshkolnikov.doc
  6. http://raguda.ru/sk/znachenie-igry-v-razvitii-doshkolnika.html