УДК 373.211.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Юкачева Алина Сергеевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования» Елабужский Институт К(П)ФУ РФ, г. Елабуга.


Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; ТЕХНОЛОГИЯ; ИНТЕРЕС; МЕТОД; ФГОС; COGNITIVE INTEREST; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES; PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION; TECHNOLOGY; INTEREST; METHOD; FSES.


Аннотация: Статья посвящена роли использования воспитателем дошкольной организации информационно-коммуникативных технологий в формировании познавательного интереса детей 5-6 лет. В статье рассматриваются сущность основных понятий, эффективность применения информационных технологий в педагогической деятельности.

В ФГОС ДО говорится о создании интерактивной среды и в качестве главного принципа дошкольного образования выделяется способствование формированию познавательных интересов малыша в различных сферах его деятельности.

Про познавательную активность чаще говорят про детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте сформированная познавательная активность становится актуальной и важной. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему обучению в школе.

Поиск средств повышения эффективности формирования познавательного интереса детей показывает, что одним из приоритетных является использование ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность технологий, которые обеспечивают фиксацию информации, ее обработку, передачу, распространение. В детском саду используют презентации, обучающие игры, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента.

Нами использовались таким методики: методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р. С.Немов); «Опиши картинку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)»; «Отгадай предмет» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Общий результат по проведенным методикам диагностики уровня познавательного интереса в контрольной группе (первый замер) представлен нами в таблице.

Таблица 1

Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 5-6 лет контрольной группы

Уровни Диагностические методики Средний %
Методика №1

«Какие предметы спрятаны на картинке?»

Методика №2 «Опиши картинку» Методика №3 «Отгадай предмет»
Высокий 37 26 31 31
Средний 53 58 53 55
Низкий 10 16 16 14

Общий результат по проведенным методикам диагностики уровня познавательного интереса в экспериментальной группе (первый замер) представлен в таблице.

Таблица 2

Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 5-6 лет экспериментальной группы

Уровни Диагностические методики Средний %
Методика №1

«Какие предметы спрятаны на картинке?»

Методика №2 «Опиши картинку» Методика №3 «Отгадай предмет»
Высокий 43 24 33 33
Средний 48 62 43 51
Низкий 9 14 24 16

Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников 5-6 лет не высок. Только 31, 33 % детей от общего числа участвовавших в исследовании имеют высокий уровень познавательного интереса.

51, 55% детей имеют средний уровень сформированности познавательного интереса.

14, 16% детей имеют низкий уровень сформированности познавательного интереса: дети не умеют задавать вопросы познавательного характера, с трудностью называют факты о предмете.

Видим, что у большинства детей познавательный интерес развит не так хорошо.

Следующим шагом было анкетирование работников дошкольного образовательного учреждения, которые было направлено на выявление особенностей использования информационно-коммуникативных технологий как средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Опрошено 12 человек. По мнению всех опрошенных, наибольшее влияние на формирование познавательного интереса детей 5-6 лет оказывают: познавательные игры, чтение книг, квесты, эксперименты, наблюдения, проектная деятельность, мультфильмы.

75% педагогов (9 чел.), считают, что информационно-коммуникативные технологии влияют на познавательное развитие детей. Не влияет — 25%.

На вопрос «Имеется ли в Вашей ДОО возможность применять ИКТ?» «Да» ответили все педагоги.

А вот применяют их в педагогическом процессе часто 50% анкетированных, редко — 42%, и 8% — не применяют.

83 % педагогов (10 человек) советуют родителям использовать ИКТ для развития познавательных интересов ребенка, 17% педагогов (два человека из 12) — нет.

Нами был проведен формирующий эксперимент по использованию и внедрению в образовательную и самостоятельную деятельность детей ИКТ.

В то же время в контрольной группе воспитателями проводились обычные занятия без использования информационно-коммуникационных технологий.

Помимо работы с детьми, представлен список мероприятий, рекомендаций, которые могут проводится и применяться непосредственно для воспитателей и педагогов с целью повышения ИКТ компетентности.

Формирующая работа включает в себя комплекс занятий с использованием ИКТ по различной тематике, с учетом возраста детей. С октября по апрель месяц 4-6 раз в месяц проводились занятия с использованием ИКТ.

Таблица 3

Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 5-6 лет обеих групп

Уровни Средние значения по всем методикам, %
1 замер, экс. Группа 2 замер(после работы по формир. этапу), экс. Группа 1 замер, контр. группа 2 замер (занятия по традиц.методам), контр. группа
Высокий 33 44 31 26
Средний 43 54 53 67
Низкий 24 2 16 7

Видим, что результативность формирующего этапа имеется. В результате экспериментальной работы была доказана эффективность использования информационно-коммуникативных технологий для познавательного развития старших дошкольников.


Список литературы

  1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения./В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004.
  2. Леонтьев, А. Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1981. — 286с.
  3. Матюшкин, A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций./A.M. Матюшкин. — КДУ, 2009.
  4. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1990. – 324 с.
  5. Педагогический словарь/под общ. ред. : Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
  6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  7. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. — Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под пед. Г.А. Урунтаевой. — «Владос», 1995. — 291 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – M: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.