УДК 371

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В РАБОТЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ

№24,

Педагогические науки

Валиуллина Язиля Равилевна


Научный руководитель: Газизова Ф.С.


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; ИКТ; WHATSAPP; СЕМЬЯ; EDUCATIONAL PROCESS; ICT; WHATSAPP; FAMILY.


Аннотация: Статья посвящена применению информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ с семьей. Представлены возможности применения ИКТ на занятиях, а также положительные стороны использования данных технологий.

Мы живем в удивительное время, когда смена информационных средств и носителей происходит так быстро, что едва успев привыкнуть к одному средству, мы переходим к другому, а затем к третьему, десятому и так до бесконечности. Такая стремительная смена информационных технологий и носителей на памяти нашего поколения (тех, кому от 20 до 30 лет) приводит к тому, что мы, не успев разобраться во всех возможностях одного носителя (СД-диска, флэш-карты), переходим к другому, более удобному («облачные» технологии, мессенджеры), в которых можно хранить и пересылать неограниченные объемы информации. И каждое новое средство оказывается удобнее, экономичнее, быстрее.

Исследователи Зверева О.Л. [1], Козлов А.В. [2], Дешеулина Р.П.[2], Короповская В.П.[3], Роберт И.В. [4], Свирская Л.В.[5] отмечают, что вопрос организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников всегда был одним из самых трудных. Родительская аудитория является разнородной по возрасту, жизненному опыту, материальному достатку, ценностным установкам и запросам к образовательному учреждению. Согласно ФГОС ДО, родители – первые и главные воспитатели ребенка, полноправные субъекты воспитательно-образовательного процесса [6].

Проводя исследование родительской аудитории в рамках выпускной квалификационной работы «Использование информационных технологий в работе ДОУ с семьей», на этапе констатирующего эксперимента мы отметили большой разброс видения родителями участия в воспитании их детей со стороны ДОУ и со своей стороны. Мы опросили 40 человек. По отношению к вопросам взаимодействия с детским садом выделились три подгруппы.

Первую подгруппу мы условно назвали «активное потребление». Почти треть родителей (32%) относится к детскому саду как к камере хранения детей. Их интересует именно «сохранность» ребенка: чтобы он был накормлен (и с этой целью часть родителей хотела бы наблюдать за детьми через видеокамеру с непрерывной трансляцией в Интернете), опрятно выглядел на протяжении всего дня и при этом минимально тревожил родителей своими вопросами. У многих молодых родителей имеется четкая потребительская установка: «Мы вам за детский сад платим, окажите нам качественную услугу».

Часто эта категория родителей остается равнодушной к образовательным программам ДОУ и успехам детей в рисовании, лепке, участии в спортивных и театрализованных мероприятиях. Мы отметили также, что потребительская установка этой части родительской аудитории проявляется в том, что если они услышат о какой-то модной образовательной программе (типа ментальной математики, скорочтения или обучения английскому языку с трех лет), то они тут же записывают детей во всякие «развивающие студии». При этом они не проявляют интереса к тому, чтобы уточнить, что именно ребенок изучает по той же математике в детском саду. Мы провели для родителей этой подгруппы консультацию о том, что ментальная математика – это технология тренировки устному счету, мы этим занимаемся по проверенным отечественным методикам, только без абака (японских счет). Но только двое родителей прислушались к совету педагога, остальные сказали, что это очень модно и необходимо для развития их ребенка.

От родителей из этой подгруппы часто слышатся жалобы на то, что их ребенок капризный, гиперактивный, «зависает в телефоне», «зависим от компьютерных игр». Мы со своей стороны пытаемся объяснить, что ребенок просто перегружен информацией, обилием кружков и секций, не отдыхает дома, потому что в каждой комнате есть телевизор, компьютер или планшет. Но мамы, одержимые потребительскими установками, только вздыхают: «Ну, что поделать, у всех же наших знакомых дети пользуются планшетами. Наш что, хуже других?».

Вторая подгруппа (10%) была нами условно обозначена «советская ностальгия». По результатам нашего анкетирования, эта подгруппа продемонстрировала резко отрицательное отношение к современному дошкольному образованию в целом и использованию средств ИКТ в образовательном процессе в частности. Родители (преимущественно бабушки) отрицают все новое, что есть в современном детском саду, и хотят, чтобы их внуков воспитывали, как в советское время. Такое же отрицательное отношение у них к информационно-коммуникационным технологиям. Они признают только телевизоры и просмотр советских мультфильмов для детей. Мы отметили, что у этой подгруппы проявляются негативные установки на все, что им не известно, требует обучения или хотя бы терпимого, заинтересованного отношения. Как и родители первой подгруппы, ностальгирующие по советскому прошлому много ругают детей, жалуются на их капризность, непослушание, грубость. С большим трудом эти взрослые приходят к осознанию, что дети просто отражают их собственные нетерпимость, ворчание и скуку.

Третья подгруппа родителей (58%) была нами условно обозначена как «адекватное сотрудничество». В ответах на вопрос о взаимодействии родителей и детского сада родители этой подгруппы безусловно брали ответственность за воспитание детей на себя и выражали одобрение педагогам детского сада за поиски новых форм сотрудничества. Большая часть этих родителей действительно вникают в повседневные дела своих детей и в детском саду, и дома. Они интересуются новыми технологиями и прислушиваются к советам педагогов. Эти родители больше всего переживают из-за своей сильной занятости и одобрительно относятся к современным средствам связи. Главной их просьбой является просьба сортировать ту информацию, которую педагоги хотят донести до них. Поэтому они положительно реагируют на тематические материалы на сайте детского сада.

Большая часть родителей этой подгруппы (особенно отцы) подчеркивают, что вступая в дистанционное общение по поводу своих детей, ждут четкого и точного информирования на заданные вопросы, того, что касается новых технологий в работе с детьми.

В ходе формирующего эксперимента мы учитывали специфику методов взаимодействия каждой из выделенных нами подгрупп родителей.

Мы стремились установить поддерживающее взаимодействие, которое Н.М.Сертакова в методическом пособии «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» [6] определяет как взаимодействие по разрешению актуальных вопросов образования детей при обоюдном желании и готовности воспитывающих ребенка взрослых. Из плюсов при использовании ИКТ в сотрудничестве с родителями нашей группы мы отметили следующее:
1) сокращение временного интервала при информировании через мессенджер WhatsApp;
2) возможность разместить любые нормативные, популярные, просто интересные материалы на сайте детского сада под рубриками;
3) индивидуализация подходов к разным родителям в соответствии с удобным им типом коммуникации.

Проведенные нами обучающие семинары на тему «Технологии использования ИКТ для организации сотрудничества родителей и коллектива детского сада» показали необходимость проведения такой работы. Особенно были отмечены необходимость соблюдения этикета поведения в сети Интернет и группах WhatsApp.


Список литературы

  1. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография / О.Л. Зверева. М., НИИ школьных технологий, 2011 — 425 с.
  2. Козлов А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М.: Сфера, 2014 -112 с.
  3. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы. Н.Новгород, 2010.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2014.- 204 с.
  5. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции / Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Изд. 2, доп-е. М.: Линка-Пресс, 2012. 192 с.
  6. Сертакова Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй [Текст]: метод. пособие. СПБ.: ООО «Издательство «Детство — Пресс» 2013. 80 с.