УДК 37

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

№24,

Педагогические науки

Иванова Валентина Семеновна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; РАЗВИТИЕ; СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; DIALOGIC SPEECH; GAMING TECHNOLOGY; THE DEVELOPMENT OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В данной статье выделяется и описывается общая система развития диалоговой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Аргументируются особенности и механизмы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Особое внимание акцентируется на выявлении эффективности плана игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Вопрос развития диалогической речи детей остается одним из актуальных в педагогической теории и практике, так как речь, являясь средством общения и инструментом мышления, возникает и развивается в процессе общения. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, и наконец, ведущего вида человеческой деятельности, которое направлено на познание и оценку самого себя. Вопросы возникновения и развития диалога необходимо рассматривать с точки зрения становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности. Взрослый вовлекает в диалог ребенка с самого раннего детства, вследствие чего, опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У детей старшего дошкольного возраста наиболее выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий [7, С. 109-113].

Большое внимание всегда уделялось развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Необходимо рассматривать развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи, так как в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, позволяющим ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Уровень развития диалогической речи и словаря детей дошкольного возраста главным образом влияет и на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития диалогической речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма [8, С. 1509-1512].

Выбор эффективных, целесообразных средств осуществления работы педагогами дошкольных образовательных организаций является важным условием развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из практики работы дошкольного образовательного учреждения можно говорить о возникновении проблемы при развитии речи, например, дошкольники, могут испытывать трудности в общении со сверстниками, недостаточное развитие умения говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, а также быть корректным и доброжелательным собеседником [5, С. 49-55].

Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) является основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях. Прогулка является лучшим временем для коллективных разговоров, а утренние и вечерние часы лучше подходят для индивидуальных разговоров. Инициатором интересных разговоров должен быть воспитатель, однако иногда разговоры возникают по инициативе дошкольника, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными, преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее, а непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Прием словесных поручений используется для формирования диалогической речи, так, можно дать ребенку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и пр. Для усвоения информации ребенком воспитатель может попросить повторить поручение, для ее лучшего запоминания. Для проверки выполнения задания ребенком, воспитатель должен спросить у него, как он справился с поручением [4, С. 138-166].

Чтение литературных произведений является одним из методов формирования диалогической речи, так как образцы диалогического взаимодействия детям дает чтение. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют детям старшего дошкольного возраста освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора [3, С. 18-23].

В специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации происходит целенаправленное обучение диалогической речи: развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Разнообразные игровые технологии (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки, игры-драматизации) являются эффективными средствами развития диалогической речи. Формированию и закреплению диалогических умений, способствуют сюжетно-ролевые игры. Развитию самой игры содействует развитию у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге. Необходима соответствующая атрибутика для активизации детских диалогов в игре, например, игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др. [7, с. 109-113].

Дидактические игры закрепляют усвоенные дошкольниками речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют дошкольников, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В подобных играх дошкольник играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. При помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь разными способами может быть инсценирован один и тот же текст. Игры-инсценировки доступны уже детям младшего дошкольного возраста, поскольку они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнером и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. [2, с. 31].

Таким образом, работа с использованием игр-драматизаций, дидактических, сюжетно-ролевых игр способствует успешному развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. При выборе игр на занятиях необходимо руководствоваться индивидуальными возможностями каждого ребенка дошкольного возраста и четкой постановленной целью, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.


Список литературы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр Академия, 2016. – 158 с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, – 2015. – 128 с.
  3. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 18-23.
  4. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. – 2011. – №4. – С. 138–166.
  5. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 49-55.
  6. Седов К.Ф. Речь и мышление в отечественной психологии / Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. – 2009. – № 1. – С. 4-10.
  7. Ступак Л.В. Онтогенез диалогической речи. // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 109-113.
  8. Чеканова М.В. Становление диалогической речи в онтогенезе. // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1509-1512.