УДК 1

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ

№24,

Психологические науки

Григорьева Ирина Олеговна


Научный руководитель: Панфилов А.Н., к.психол.н., доцент.


Ключевые слова: СЕМЬЯ; ВОСПИТАНИЕ; ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ; FAMILY; PARENTING; GENDER DIFFERENCES.


Аннотация: Семейные ценности — одна из важных тем в психологии. Данная статья помогает раскрыть тему представлений семейных ценностей через гендерные различия.

Осознание и принятие ребенком гендерных различий, своей половой принадлежности происходит в соответствии с его собственными определениями мужественности и женственности. Понимание факторов формирования гендерных различий представлений о семейных ценностях поспособствует дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек, помогает предотвратить нарушения процесса половой идентификации, феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин, предупредить педагогические ошибки в воспитании детей [4 c. 37].

Актуальность исследования темы статьи обусловлена тем фактом, что в дошкольном возрасте формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол — это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям в семье со значимыми взрослыми — родителями.

Проблемы гендерных различий представлений о семейных ценностях отражены в работах и исследованиях В.Н. Дружинина , О.А. Карабановой , М. Зелдич , И.П. Шелухина и других.

Установление гендерного восприятия семейных ценностей является серьезной проблемой. Мальчики проводят больше времени со своей матерью, чем со своим отцом. Многие мальчики воспитываются только матерью и бабушкой, а женщины также окружают их в детском саду. Программно-методическое обеспечение гендерных различий в дошкольных программах не учитывается. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на гендерные характеристики мальчиков и девочек. Образовательная стратегия, формы и методы работы с детьми чаще всего предназначены для девочек. Но женщина, по определению психологов и социологов, не может правильно воспитывать мальчика, потому что у нее другой тип мышления.

В современном обществе система образования абсолютно бесполая: ежедневная «совместимость» мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные стандарты двигательной и умственной активности для мальчиков и девочек. Питание унифицировано как по потреблению пищи, так и по ассортименту. Система образования феминизирована по содержанию и стилю как преподавательским составом (в детских садах педагоги только женщины), так и феминизацией семьи (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

Гендерные различия в восприятии семейных ценностей подразумевают широко распространенное в обществе представление об особенностях и поведении мужчин и женщин [2 с. 41].

Л.В. Штылева отмечает в своих исследованиях различное содержание и игровые стили, которые зачастую не могут осознать дети из-за того, что воспитательницы — женщины ближе к спокойным играм девочек на семейные темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают раздражение у педагогов, так как они считают, что такие игры просто бессмысленное бегание и может привести к травме, и поэтому им нет места в жизни группы, и их следует прекратить. В результате мальчики лишены по-настоящему «мужских игр», что негативно сказывается на их личностном развитии [8 с. 51].

Психологи и педагоги единодушны только в одном — формирование представлений о семейных ценностях с учетом гендерных различий определяется социокультурными нормами и зависит, прежде всего, от отношения родителей к ребенку, характера отношений родителей и привязанности матери к ребенку и ребенка матери, а также характера воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Семья является одним из наиболее важных и влиятельных факторов в формировании семейных ценностей. Поэтому семейные условия воспитания, социальный статус семьи, род занятий ее членов, материальная поддержка и уровень образования родителей во многом определяют представления о гендерных различиях ребенка. Помимо осознанного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка влияет вся семейная атмосфера, и эффект этого эффекта накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [1 с. 49].

Любая семья (полная, неполная) может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от отношений в семье. Причем важную роль играет не только семейный состав. Успех формирования представлений о семейных ценностях у дошкольников с учетом гендерных различий зависит не только от полноты семьи, но и от взаимоотношений в ней.

Мать должна выполнять свои материнские функции в семье — быть примером для девочки и другом для мальчика, создавать уют и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и поддержку, не подвергаясь чрезмерному навязыванию или уходу. Отцовские обязанности состоят в том, чтобы обеспечить семью материальным благосостоянием, помня также их вклад в личность ребенка. Для детей отец — это, в первую очередь, модель мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном уровне ищет прототип отца в будущем для замужества. Отец должен уметь и желать делиться опытом и знаниями с детьми, принимать активное участие в воспитании [4 с. 78].

Именно на примере родителей у детей заложен образ межгендерных и полоролевых отношений в семье. И чтобы этот образ был позитивным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться, показывать своим детям пример: «что хорошо, а что плохо».

Формирование представлений о семейных ценностях у дошкольников с учетом гендерных различий определяется социокультурными нормами и зависит, прежде всего, от отношения родителей к ребенку, характера отношений родителей и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери , а также от воспитания его в дошкольной организации [2 с. 52].

Таким образом, важнейшая роль в формировании гендерных различий в представлениях о семейных ценностях принадлежит семье.

В дошкольном возрасте закладывается система гендерной идентичности, характеризующаяся единством сознания и поведения. В процессе полоролевого воспитания детей необходимо учитывать не только пол, но и тип полоролевого поведения ребенка, степень формирования гендерных представлений о семейных ценностях.

Формирование гендерных представлений о семейных ценностях у дошкольников определяется социокультурными нормами и зависит, прежде всего, от отношения родителей к ребенку, характера отношений родителей и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. , а также о его воспитании в дошкольной организации.


Список литературы

  1. Антонов А.И. и др. Социология семьи. Учебное пособие /А.И. Антонов, В.М. Медков. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 237 с.
  2. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях дошкольников о семье /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова// Современные гуманитарные исследования. — № 1. — 2018. — С. 52 – 59.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — М.: Речь, 2018. — 160 с.
  4. Зелдич М. Семья, брак, воспитание детей / М. Зелдич. // Настольная книга современной социологии. – М.: Эксмо, 2017. – 238 с.
  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. / О.А. Карабанова. // Психология в вузе. — 2019. — №2. — С.7 — 16.
  6. Минухин С.Д. и др. Техники семейной терапии/ С.Д. Минухин, Ч. Фишман — М.: Независимая фирма «Класс», 2019. — 304 с.