УДК 37.013

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

№24,

Педагогические науки

Булатова Фирая Фаритовна


Научный руководитель: Савина Н.Н., канд. пед. наук, доцент.


Ключевые слова: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ; ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА; ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ; МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL; EXPERIMENTAL WORK; EDUCATIONAL TASKS; METHODS OF EDUCATION; RESEARCH METHODS; PROBLEM-ORIENTED TASKS; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS.


Аннотация: Актуальность опытно-экспериментальной проверки программы развития у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной работе обусловлена нарастанием потребности общества в личности с богатым интеллектуально-творческим потенциалом. Определение эффективности процесса реализации проблемно-ориентированных содержания, методов и приемов развития у учащихся интеллектуально-творческого потенциала предполагало использование таких методов исследования, как: наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о переходе некоторых учащихся экспериментальной группы на более высокий уровень развития интеллектуально-творческого потенциала.

Сегодня задача развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала является одной из приоритетных в системе образования. Связано это с тем, что современное общество выдвигает новые требования к человеку. Нарастает потребность в личности, готовой к быстрому и эффективному решению сложных и неоднозначных задач, выдвижению новых идей для реализации инновационных проектов и внесению личного вклада в развитие страны с целью укрепления ее лидерских позиций на мировом уровне. Актуальность задачи сподвигла на разработку методической программы опытно-экспериментальной работы по наращиванию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала. Её педагогическая цель состоит в повышении уровней развития у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала посредством применения проблемно-ориентированных содержания, методов и приемов наращивания у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы. В основу методической части программы опытно-экспериментальной работы вошли такие ключевые компоненты, как цель, задачи, методы воспитания и методы исследования, содержание деятельности учителя и проблемно-ориентированные задания для учащихся.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: 1) формирование у учащихся старших классов мотивации к развитию своего интеллектуально-творческого потенциала; 2) содействие развитию у учащихся креативности; 3) продолжение работы по развитию у школьников критического мышления и формированию информационной культуры (информационной грамотности); 4) формирование у учащихся дискуссионной культуры; 5) формирование у школьников умений и навыков постановки и разрешения проблемных ситуаций, развитие у них проблемного мышления; 6) формирование у учащихся интереса к творческому взаимодействию.

Разработанные классные часы на такие темы, как «На пути к успеху», «Креативность. Как нестандартно мыслить?», «Критическое мышление и информационная грамотность», «Чтение + критичность = эффективное чтение», «Дебаты. Учись убеждать!» «Как решать проблемные ситуации?», «Дебаты», «Проектная деятельность как способ развития проблемного мышления» были ориентированы на наращивание у учащихся интеллектуально-логических, интеллектуально-эвристических способностей и других личностно важных качеств и умений, которые отражаются в следующем круге воспитательных и развивающих задач: 1) способствовать пониманию учащимися сущности понятия «интеллектуально-творческий потенциал», его компонентов и развитию у них способности давать определения понятиям; 2) содействовать развитию у учащихся скорости, гибкости и оригинальности мышления; 3) способствовать развитию у школьников критического мышления, способности к оценочным суждениям, доказательству, обоснованию своего мнения; 4) стимулировать учащихся к выдвижению убедительных аргументов и обоснованию своей позиции; 5) способствовать формированию у учащихся креативного подхода к жизни; 6) ознакомить учащихся с методами разрешения проблемных ситуаций и алгоритмом работы с ними; 7) содействовать активизации у учащихся коллективного обсуждения проблемных вопросов и ситуаций и т.д.

Деятельность учащихся организовывалась в форме индивидуальной, групповой, командной и фронтальной работы, в ходе которой применялись такие методы воспитания, как интеллектуальная игра «Дебаты», метод проектной работы, ситуационная задача (case study), мозговой штурм, беседа, соревнование, упражнение («Мой жизненный путь», «Творческая жизнь» (А.Г. Грецов)).

На этапе экспериментальной работы для учащихся активно применялись такие проблемно-ориентированные задания, как: 1) определение сущности понятия «интеллектуально-творческий потенциал старшеклассника» с опорой на структуру интеллектуально-творческого потенциала и его проблемное обсуждение; 2) чтение статьи с применением приемов критического мышления «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д.Огле) и INSERT (Д.Воган и Т.Эстес) и дальнейшим обсуждением проблемы, поднятой в статье; 3) практическое задание, требующее приведение примеров на различные типы рассуждений (обобщение по факту, по аналогии, основанное на причинно-следственной связи, на авторитетном заявлении); 4) практическое задание, предполагающее анализ структуры доказательства в текстах: определение тезиса, поиск аргумента; определение связи между тезисом и аргументом (Т.В. Светенко); 5) задания к ситуационной задаче (И.В. Басинская): перечисление как можно большего числа гипотез, объясняющих возникшую ситуацию; предложение последовательности действий к каждой гипотезе и для ее проверки; перечисление мер, которые можно применять для изменения ситуации; 6) разработка проектов по решению какой-нибудь проблемы в обществе; 7) «Необычный рисунок», «Устный рассказ, «12 объяснений» (придумать 12 объяснений для предлагаемых ситуаций), «Почемучки» (быстро ответить на вопросы учителя, начинающиеся со слова «почему») (А.Г. Грецов).

Для определения эффективности процесса реализации проблемно-ориентированных содержания, методов и приемов развития у учащихся интеллектуально-творческого потенциала были использованы такие методы исследования, как: наблюдение, анализ продуктивной деятельности учащихся, анкетирование, тест В.И. Андреева на определение уровня развития творческого потенциала.

Разработанные нами параметры формирующего эксперимента по своей полноте соответствуют его II уровню – опытно-экспериментальная деятельность [2, с. 80-85]. Мы выбрали III модель эксперимента с экспериментальной и контрольной группами и итоговым анкетированием [1, с. 15]. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «Гимназия № 4» г. Елабуга РТ (контрольная группа – 20 учащихся и экспериментальная группа – 21 ученик Х класса).

С целью определения эффективности применения разработанной методической программы опытно-экспериментальной работы нами было проведено анкетирование, нацеленное на выявление уровня развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала. По результатам I среза, сделанного до начала проведения опытно-экспериментальной работы, были получены исходные данные об уровнях сформированности интеллектуально-творческого потенциала у учащихся контрольной и экспериментальной групп. Результаты среза представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Уровни развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала

Формирующий эксперимент Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Абс. чис. % Абс. чис. % Абс. чис. % Абс. чис. % Абс. чис. % Абс. чис. %
I срез 3 16 2 11 13 68 15 79 3 16 2 10
II срез 4 21 6 32 14 74 13 68 1 5 0 0
Динамика изменения +1 +5 +4 +21 +1 +6 +2 -11 -2 -11 -2 -10

Они показывают, что обе группы учащихся незначительно отличаются друг от друга по уровню развития интеллектуально-творческого потенциала. Однако анализ промежуточных результатов процесса формирующего эксперимента свидетельствует о том, что наметилась положительная динамика.

Ученики проявили активность и интерес в процессе выполнения таких упражнений, как «Необычный рисунок», «Устный рассказ, «12 объяснений», «Почемучки» (А.Г. Грецов), нацеленные на активизацию у учащихся скорости и гибкости мышления, развития у них креативных способностей. В процессе выполнения упражнений особо выделились 3 ученика (15%) своими креативными способностями.

Старшеклассники довольно хорошо справились с выполнением практического задания, требовавшего приведения примеров на различные типы рассуждений. 15 учеников (75%) смогли привести по одному примеру рассуждения, основанного на обобщении по факту, 13 учащихся (65%) – рассуждения по аналогии. Примеры рассуждений, основанных на причинно-следственной связи, предложили 14 учеников (70%). 8 старшеклассников (40%) смогли дать пример рассуждения, основанного на авторитетном заявлении.

Результаты практического задания, предполагавшего анализ структуры доказательства в тексте, показали, что 12 учеников (60%) смогли успешно определить тезисы в тексте, найти к ним аргументы и определить связи между тезисом и аргументом (Т.В. Светенко). 8 учеников (40%) справились с определением тезисов в тексте и поиском аргументов.

В процессе выполнения задания к ситуационной задаче (И.В. Басинская) 9 учащихся (45%) перечислили большое количество гипотез, объясняющих возникшую ситуацию. Они предложили также последовательность действий для проверки каждой гипотезы. Остальные 55% учащихся выдвинули идеи, которые можно было бы применять для изменения ситуации.

Разработка учениками проектов по решению какой-нибудь проблемы в обществе была направлена на формирование у них умений самостоятельно генерировать идеи, находить несколько вариантов решения проблемы и работать в сотрудничестве. На этапе презентации проектов старшеклассники имели возможность формирования у себя коммуникативных и презентационных навыков.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что произошел переход некоторых учащихся экспериментальной группы на более высокий уровень развития интеллектуально-творческого потенциала. Так, например, у 2-х учеников наблюдались позитивные изменения в развитии целевого компонента интеллектуально-творческого потенциала. 5 школьников перешли на более высокий уровень развития у них мотивационного компонента, 4 старшеклассника продвинулись в развитии у них содержательного компонента, у 3-х учеников выявлены положительные изменения в развитии операционального компонента, 6 школьников перешли на более высокий уровень развития у них деятельностного компонента, и 2 ученика – на более высокий уровень развития у них рефлексивного компонента (результаты II среза представлены в Таблице 1).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанных цели, задач, форм и проблемно-ориентированного содержания, методов и приемов развития у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала. Успешность развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной работы была обусловлена созданием таких психолого-педагогических условий, как учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата, активное сотрудничество учителя с учениками, применение проблемно-ориентированных методов и приемов развития интеллектуально-творческого потенциала, активизация познавательной активности учащихся, стимулирование деятельности учащихся и организация ситуации успеха. Реализация выявленных психолого-педагогических условий в процессе внеклассной воспитательной работы способствовала переходу интеллектуальных способностей учащихся на более высокий уровень развития, формированию у них интереса к занятию интеллектуально-творческой деятельностью, повышению познавательной активности и формированию у них мотивации к систематическому наращиванию интеллектуально-творческого потенциала.


Список литературы

  1. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 48 с.
  2. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: АПКиППРО, 2009. – 130 с.