УДК 37.013.46

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№24,

Педагогические науки

Дюгаева Алёна Юрьевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ВНИМАНИЕ; НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ; INVOLUNTARY ATTENTION; VOLUNTARY ATTENTION; OLDER PRESCHOOLERS.


Аннотация: В данной статье раскрываются проблемы развития внимания старших дошкольников. Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связаны с низким уровнем развития внимания и от того, насколько эффективны будут используемые методы, зависит формирование внимания.

Актуальность обусловлена тем, что современные цели образования, ФГОС ДО делают упор на формирование внимания у детей дошкольного возраста, осуществление образовательной деятельности, преимущественно в игровой форме. Внимание является одним из важнейших условий эффективности всех видов деятельности, поэтому проблема изучения внимания детей на сегодня так актуальна. Внимание – это главный показатель динамики всех психических процессов. Поэтому внимание рассматривается как основа успешной познавательной деятельности.

В современной зарубежной и отечественной психологии эта проблема рассматривается в различных аспектах: с одной стороны говоря о внимании, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), с другой – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т. Рибо, А.Н. Леонтьев), а также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом ракурсе, т.е. с точки зрения изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Н.В. Дубровинская, и др.).

И.Л. Баскакова, Г.В. Петухова считают, что внимание должно формироваться с дошкольного возраста. Главным условием развития внимания у дошкольников может быть игра как основное занятие ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка: игра для него – учеба, труд, и серьезная форма воспитания. Игра учит его соблюдать определенные правила, дисциплинировать свою волю. Игра для дошкольников — способ узнать мир.

В дошкольном возрасте различают два вида внимания: непроизвольное – от приблизительной реакции на сильные раздражители до сосредоточения на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого до саморегуляции и самоконтролю в соответствии с поставленной целью и принятыми способами действия. Оба направления только появились в дошкольном возрасте, но в дальнейшем они приведут к развитию внимания школьника. Непроизвольное внимание достигает высокого уровня развития в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности вынуждают ребёнка сосредоточиваться на тех аспектах действительности, которые ранее оставались незамеченными. Развитие свойств внимания дошкольника в значительной степени зависит от значимости, эмоциональности, интереса к материалу и характера выполняемой ребенком деятельности.

Цель: теоретически обосновать проблемы развития внимания в дошкольном возрасте.

Изначально у ребёнка развивается только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней среде (например, переход от темноты к свету), движущиеся предметы (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения). Особое значение в организации внимания ребенка имеют объекты и их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей. Так, различные виды звуковых, световых, механических раздражителей, сопровождающие кормление ребёнка, рано начинают привлекать его внимание и вызывать соответствующие реакции.

В результате накопления соответствующего опыта, формирования временных связей в мозге ребёнка, всё большее количество объектов, окружающих ребёнка, начинают привлекать его внимание. По мере того как ребёнок начинает интересоваться всё более широким кругом окружающих предметов и явлений, проявление его внимания становится все более сложным и разнообразным. Например, дошкольник может довольно долго возиться с каким-нибудь предметом, внимательно рассматривать игрушку, и концентрироваться на речи и поступках окружающих людей.

Непроизвольное внимание достигает высокого развития в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности вынуждают ребёнка сосредоточиваться на тех аспектах действительности, которые ранее оставались незамеченными.

Организация воспитательной работы имеет решающее значение в развитии непроизвольного внимания. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно проявлять эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, педагог вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточиваться на них.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой стадии развития, то произвольное внимание у них начинает только формироваться.

Рассмотрим более подробно динамику развития волевых качеств и свойств произвольного внимания у детей дошкольников.

Целенаправленность. Способность к целенаправленной деятельности выражается в умении стремиться к цели — выполнить задачу, решить проблему, сохраняя ясность конечной цели на протяжении всего хода ее достижения. Таким образом, дети с низкой активностью целенаправленности не могли самостоятельно, без посторонней помощи мобилизовать себя на достижение цели.

Главное, что характеризует волевое поведение детей на его ранних этапах, это неразрывное единство операционной и мотивационной сторон: в способах, с помощью которых ребенок достигает поставленной цели, проявляются не только конкретные умения, но и определенные мотивации. Когда ребёнка поощряют к достижению какой-то цели, он учится определенным способам действий. В свою очередь, приобретенные способы усиливают его мотивы и их эффективность.

Устойчивость произвольного внимания. В возрасте трех-четырех лет дети уже интересуются многими вещами, внимательно слушают взрослых и долгое время наблюдают за их работой. Когда они заинтересованы какой-либо игрой, они полностью поглощены своим занятием. Их внимание может быть достаточно концентрированным, но оно остается неустойчивым.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на тех видах деятельности, которые интеллектуально значимы для них.

Изначально произвольное внимание у дошкольника очень неустойчиво. Обычно взрослому человеку необходимо организовать деятельность ребенка и чётко определить стоящее перед ним задание. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет осуществление целенаправленной познавательной деятельности в целом и вызывает многие трудности мыслительной деятельности в дошкольном возрасте, прежде всего операционного порядка.

Слово в виде указания и требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием. С помощью словесной инструкции взрослый целенаправленно обращает внимание ребенка на те приемы и операции, которые позволяют ему достичь поставленной цели. Точность следования инструкциям взрослого является важным показателем уровня психического развития ребенка.

В раннем детском возрасте объектами внимания являются объекты, непосредственно связанные с удовлетворением биологических потребностей ребенка. С возрастом связи ребенка с окружающим миром становятся все более опосредствованными. Именно поэтому так велика роль слов и речи, опосредствующих и направляющих внимание ребенка в общем онтогенезе его развития. Несмотря на ярко выраженные типологические, индивидуальные и половые различия, избирательность внимания во многом обусловлена возрастом ребенка.

Если у ребенка 4-5 лет происходит своеобразный естественный отбор объектов, привлекающих внимание, то у детей 5-6 лет все большее значение приобретает сознательный, произвольный выбор конкурирующих раздражителей.

Объем произвольного внимания. Узкий объем внимания в сочетании с трудностями распределения не позволяет дошкольнику наблюдать и оценивать последствия, к которым приводят или будут приводить его собственные действия. Это связано с многочисленными «проступками» ребенка, причиной которых зачастую является неспособность проследить, а затем предвидеть последствия своих действий.

Переключение произвольного внимания. Изменение деятельности ребенка может происходить путем простой замены. Причиной может быть исчерпание стимула к деятельности из-за потери интереса или монотонности. Ребенок прекращает начатую деятельность независимо от того, решена задача или нет: только старшие дошкольники доводят работу до конца. Ребенка нужно обучать техникам переключения внимания. Таким образом, переключать внимание легче, если проводится предварительный анализ ситуации, и ребенок знает от чего отвлекаться. Поскольку дошкольнику трудно понять окончание этапа или цикла работы, вы должны помочь ему организовать этот процесс, опираясь на наглядный знак, который символизирует окончание рабочего цикла. Благодаря этому произвольная регуляция, организованная взрослым на первых этапах развития ребенка, превращается в его саморегуляцию.

Таким образом, к концу дошкольного периода начинают проявляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение является важным психическим новообразованием этого возраста. Значительно повышается концентрация, объем и устойчивость произвольного внимания; элементы произвольности формируются в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; волевых усилий старшего дошкольника.


Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника/Б.Г. Ананьев. – М: АПН РСФСР, 1964. — 86 с.
  2. Богданова Т.Г, Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова,Т.В. Корнилова — М.,1994. – 127с.
  3. Венгер Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. — С. 24-30.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / [под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова]. — М., 1976. — С. 184-219.
  5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание /Ф.Н. Гоноблин. — М.: Педагогика, 1972. -158 с.
  6. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / [под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова]. — М., 1976. — С. 243-259.
  7. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. — М.: Флинта, 2002. — 316 с.
  8. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе/ Н.В. Дубровинская// Психологический журнал. — 1982. — №5. — С. 54-65.
  9. Люблинская А.А. Детская психология /А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. – 106 с.
  10. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. — М., 1961. -32 с.
  11. Путляева Л. Воспитание внимания / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 8. — С. 58-60.
  12. Рибо Т. Психология внимания /Т.Рибо. — СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. — 369 с.
  13. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе /Э.М. Рутман//Вопросы психологии. — 1990. — №4. — С.161-167.
  14. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. — 1999.-№ 5.- С.3-10.
  15. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. — 2000. — № 6.- С.19-25.