УДК 37

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

№24,

Педагогические науки

Зайнуллова Лилияна Альбертовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ФГОС ДО; ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; РЕБЕНОК МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; COGNITIVE DEVELOPMENT; A CHILD OF YOUNGER PRESCHOOL AGE; DIDACTIC GAME.


Аннотация: Статья посвящена актуальности использования дидактических игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста. Автор рассматривает дидактическую игру как одну из форм направленных на познавательное развитие дошкольника.

Начнем нашу с работу с анализа педагогической литературы, направленной на изучение дидактических игр. В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО мы знаем, что игра, дидактическая игра не включена ни в одно из направлений обучение детей дошкольного возраста. Это говорит о том, что игра — это то, посредством чего дошкольник на протяжение всего детства познает и узнает окружающий его мир. Именно через игру можно донести до младшего дошкольника взаимосвязь между окружающими его вещами [1]. Допустим, дошколенок видит как его родители ходят на работу, он знает кем они работают, но не знает какую же все таки работу он выполняет на своем рабочем месте. Вот тут уже задача педагога объяснить и донести до ребенка всю важную суть его работы. На примере работников детского сада можно провести экскурсию в пищевой блок, прачку, медицинский кабинет. И тогда придя в группу можно будет провести дидактическую игру, направленную именно на ту профессию, которую ребенок узнал при посещении рабочего места сотрудника.

Работу по дидактическим играм проводим в следующем формате. Всегда, в первую очередь проговариваем правила игры. Т.Е. любая игра должна носить в себе правила для того, чтобы дошкольники воспроизводили правильно суть самой дидактической игры [2]. Очень важно в процессе игры не диктовать условия, что нужно и как сделать в этой игре. Дошкольник имеет очень обширную фантазию. Он сам выбирает как и что сделать в определенной ситуации. Мы, педагоги должны не возвышаться над детьми, а находится с ними на их уровне. Не быть в стороне. Ребенок должен чувствовать, что если будет какая-то сложная ситуация он сможет к вам обратится. Не всегда дети могут разрешить какие-то ситуации. Для этого мы и должны быть рядом. Еще раз повторюсь, что именно рядом, а не над ними и не в стороне.

В дошкольном образовательном учреждении необходимо развивать интерес к дидактической игре, использовать дидактические игры в сюжетно-ролевых играх. Воспитывать умение идти по намеченной самими детьми теме. Обучающая деятельность дидактической игры преимущественно всегда носит обучающий и воспитывающий характер. Дидактическая игра в процессе носит влияние на формирование личности дошкольника в целом. Это происходит через переживание дидактической игры в целом. Так же происходит усвоение норм отношений, появляется произвольность поведения, дети овладевают навыки общение и обучения [3].

Давайте рассмотрим такую позицию. В эпоху современного мира мы стараемся обучить, дать дошкольнику что-то новое, но как бы мы с вами не выдумывали все за нас уже сделали задолго до вступления в силу ФГОС ДО. Зная позицию ФГОС ДО мы знаем, что дошкольников мы должны обучать. Но не должно в занятиях присутствовать сидений за столами. Каких-то четких границ как это происходит на уроках в школе. Мы знаем, что все новое это хорошо забытое старое. И вот тут мы понимаем, что все, что должен усвоить дошкольник, можно преподнести в виде игры, дидактической игры. Вы же согласитесь, что дидактическую игру за долго нашего времени рассматривали все педагоги прошлого века. Именно они говорили, что дошкольник должен познавать мир через игру. В дидактической игре применяется принцип развивающего обучения. Что же такое обучение… Это движущаяся сила развития личности ребенка дошкольника. Так же формирование способностей, интересов, склонностей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С.Выготский – когда оно идет впереди развития. Тогда оно вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития [4].

Важно, чтобы дошкольник усваивал именно то, что нужно, реальные знания, правильно отражающие действительность. Только тогда в дальнейшем они составят основу научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Для развития познавательных способностей следует давать дошкольникам теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.

Именно дидактическая игра, позволяет справляться с трудностями во взрослой жизни. Дидактическая игра по своей сути, ряд направлений. Есть много видов дидактических игр.

В процессе обучения дошкольникам очень нравится играть в дидактические игры. Многие дети приходят очень рано в детский сад, и всегда стараются взять настольные игры, такие как лото или пазлы. Что так же относится к дидактическим играм. Пазлы очень развивают мышление, фантазии, зоркость. Порой что бы собрат пазлы даже взрослому бывает сложно, но дошкольники щелкают их как орешки. Так же настольные игры очень развивают усидчивость. К примеру, взять гиперактивного ребенка. Он и минуты не сидит на месте, но если его стараться садить за пазлы или лото и начинать с маленьких объемов, то он очень бывает заинтересовывается этим [5].

Можно предложить дошкольнику поиграть в игру путешествия, задавая ему наводящие вопросы. Что так же развивает фантазию дошкольника. Задавая наводящие вопросы, так же можно параллельно предложить решить ту или иную задачу. Например, Ваня сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в страну домашних животных. Подскажи пожалуйста, что ты будешь делать если к тебе подойдет котенок и начнет мяукать. Ваня отвечает, сначала я его возьму на ручки и потом пойду в дом налью молока. А мяукает он потому, что очень голоден и хочет спать, а еще он маленький. Здесь в этой же игре, мы прививаем дошкольнику сопереживание и ответственность перед братьями нашими меньшими.

Сделаем вывод всего вышесказанного. Дидактическая игра имеет очень большой потенциал применения в дошкольных учреждениях. Что для нас очень важно. Потому что наша цель — это научить ребенка всему что в будущем должно помочь преодолеть все жизненные трудности. Наша цель выпустить из образовательного учреждения ребенка, который без проблем смог бы продолжать получать как в школе, так и в других учебных заведениях. которому по жизни легко бы шагалось. Так же хотелось бы сделать акцент на то, что в свою работу мы обязательно должны включать и работу с родителями. Подготавливать для них рекомендации по использованию дидактических игр в домашней обстановке.


Список литературы

  1. Игра дошкольника / Под. ред. Новоселовой С.Л. — М.: Просвещение, 2008. -286с.
  2. Клименко О. Игра как азбука общения. / Дошкольное воспитание, 2012, № 4, с. 7.
  3. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод, пособие. — М: ВЛАДОС, 2013. — 367с.
  4. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 2006. — 200 с.
  5. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду,- М., 1982.- 189с.