УДК 37

ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№24,

Педагогические науки

Миниханова Гюзелия Маратовна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.п.н. доцент.


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЭКСКУРСИЯ; ПРИРОДА; ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ECOLOGICAL CULTURE; EXCURSION; NATURE; CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Обосновывается необходимость проведения экскурсий в природу для экологического воспитания и развития детей.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение экологической культурой является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Экологическая культура подразумевает разные способы, формы и методы взаимоотношений людей с окружающей средой. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде. Каждый человек должен овладеть хотя бы минимальным уровнем экологических знаний для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. Решение данной задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического [7].

Б.Т. Лихачев считает, что экология личности острая проблема, которая встала перед человечеством с конца 20 века и с каждым днем она принимает все более глобальный, угрожающий жизни на земле характер. А спасение мира, по мнению М.М. Пришвина, возможно только если человек избавится от осознания собственной возвышенности над миром низших существ. Людям необходимо направить свои силы и творческий потенциал для решения данной проблемы. В этом и скрывается высокий гуманистический смысл существования человека в природе [3].

Актуальность исследования заключается в том, что тенденции к ухудшению экологического состояния нашей планеты с каждым днем возрастают, это требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Период дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования фундамента экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом. Поэтому очень важно вовремя научить детей уважать родную землю и всю природу как один большой дом. Именно это поможет ребенку состояться как Личность с большой буквы. А людям, по мнению В.И. Вернадского, необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе [3].

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен получить первоначальную информацию о природе и целесообразности бережного обращения с растениями, животными, сохранения чистого воздуха, земли, воды. Использование экскурсий как непосредственного взаимодействия ребенка с природой особенно эффективно для экологического воспитания. Но часто педагоги недооценивают роль этого метода, отводя ему недостаточное место в занятиях с дошкольниками, что сказывается на недостаточном формировании экологической культуры детей 6-7 лет. Экскурсии являются одной из организационных форм дошкольного образования. Они дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с природными условиями и явлениями, с сезонными изменениями, с трудностями людей в преобразовании окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь происходящих событий. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, –утверждал К. Д. Ушинский, – и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «… ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений»[2].

Главный плюс экскурсий состоит в том, что они дают возможность в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Воспитатель на экскурсиях знакомит детей с растениями, животными и условиями их обитания. А это, в свою очередь, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии помогают детям старшего дошкольного возраста проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности, раскрывают творческий потенциал [9].

В ходе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Познание природной среды начинается чувственно, через зрение, слух, осязание, обоняние. Чем больше организаций чувств вовлечено в такое познание, тем больше признаков и свойств ребенок выделяет в изучаемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры [2].

Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности.


Список литературы

  1. Алтунина Л. И. Экологическое воспитание дошкольников / Л. И. Алтунина., О. Н. Юшкова // Научный альманах. – 2015. – № 11-2 (13). – С. 24–25.
  2. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования / В.Ф. Базарнов. – Томск, 2011. – 94 с.
  3. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н.А. Воронков. — М.: Агар, 2012. – 514 с.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
  5. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста учеб.-метод. пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: Прометей, 2013. – 254 c.
  6. Закирова М. Х. Экологическое воспитание в современном детском саду / М. Х. Закирова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 4 (6). – С. 64–65.
  7. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров //Право и образование. – 2015.–№ 3.– С. 84–98.
  8. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. – М.: Просвещение, 2012. – 186 с.
  9. Николаева, С.Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста / С.Н. Николаева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 198 с.