УДК 37

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

№24,

Педагогические науки

Шайфутдинова Альбина Равильевна


Ключевые слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ДОШКОЛЬНИКИ; TOLERANCE; FORMATION; PEDAGOGICAL CONDITIONS; PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В статье отражены исследования по вопросам формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения. В результате анализа психолого-педагогической литературы и литературы по вопросам толерантности, в статье сформулированы педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема воспитания толерантности у подрастающего поколения является важной общественной и педагогической задачей в условиях роста жестокости, агрессии и насилия в мире, распространения различных форм экстремизма, интолерантности в детской и молодежной среде [2].

Во все времена толерантность считалась человеческим достоинством, что подразумевает уважение, принятие и терпимость человеческого общества. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Толерантное сознание считается одним из признаков высокого развития, как общества, так и личности человека. Нетерпимость может привести к жестокости, насилию, агрессии и вооруженным конфликтам [5].

Злоба, вражда и неприязнь к людям, говорящим на другом языке, исповедующим другую религию и имеющим другие традиции и ценности, на сегодняшний день, к сожалению, вырываются наружу. Инолерантность бесчинствует по всему миру, поэтому в интересах международного сотрудничества важно, чтобы как отельные люди, так и нации и государства в целом, доброжелательно относились и признавали уникальность отдельного человеческого общества, ведь толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием бесконфликтного существования и социально- экономического развития всех стран [8].

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются первичные нормы морали, поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности, умение мирного разрешения конфликтов [1]. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, знакомство с социальными ролями и ценностями общества [6].

Сегодня возникла необходимость воспитывать толерантности с самих первых дней, поэтому важной задачей для педагогов является обеспечение формирования толерантных качеств личности дошкольника. В современной социокультурной ситуации дошкольное учреждение, должно стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов [9].

Необходимо с самого начала создавать условия для успешной социализации, начиная с дошкольного учреждения, где исходно осознанно должно закладываться уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе [8].

Условия, способствующие становлению гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста:
1. Создание толерантного пространства в детском саду, где каждый воспитанник, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя спокойно, защищенно и комфортно, будет способен открыто взаимодействовать с окружающим его миром.
2.Подготовка воспитателя дошкольного учреждения соответствующая целям и задачам толерантного воспитания. Воспитатель — это «душа образовательного процесса». Эффективность и продуктивность общения и совместной деятельности зависят от его личностного потенциала, профессиональных компетенций, идей, взглядов и мировоззрения.
3.Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности. К такого рода технологиям относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество.
4. Сотрудничество педагогов и родителей детей в процессе воспитания толерантности. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Взаимодействия педагогов и родителей строится на принципах взаимного уважения и понимания, взаимопомощи и поддержки, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа педагога с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
5. Разработка и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольным образовательным учреждениям необходимо создавать условия для развития толерантности, ведь только тогда воспитанники смогут выражать свои мысли, эмоции, переживания открыто. Постоянное подавление протеста, чувств, невосприимчивость к негативным воздействиям – агрессии со стороны сверстников, неуважительному отношению со стороны взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта приводит к снижению чувствительность, а порой даже разрушают личность детей [3].


Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Психология личности Б.Г. Ананьев; под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Универс. группа, 1999. — Т.2. – C.294.
  2. Акинина, Т, М, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Перспектива, 2013. – C.248.
  3. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- С.74-85.
  4. Барсукова-Сергеева О.М. Читая сказки…: Учеб. пособие. – М.: Флинта, Наука, 2009.
  5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М., 2011.- 164с.
  6. Буре, Р.С Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – C.80.
  7. Лекторский В.А. О толерантности плюрализме и критицизме // Вопросы философии, №11, 1999.
  8. Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена Аспирантские тетради». –№31.–СПб.,2008.-34c.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — М.: ООО «Издательство ACT»
  10. Шелепова И.Г. Особенности воспитания толерантности в старшем дошкольном возрасте // Педагогика и современность. 2016. № 1 (21).