ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ УДС (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИШКЕК)

№6,

Технические науки

Атабеков Калмамат Каримович (Кандидат технических наук)


Ключевые слова: ИНТЕНСИВНОСТЬ; ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК; ПЕРЕСЕЧЕНИЯ; ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ; СВЕТОФОРНЫЙ ОБЪЕКТ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ПОВЫШЕНИЕ; INTENSITY; TRAFFIC; INTERSECTION; BANDWIDTH; TRAFFIC LIGHTS; REGULATION; PROMOTION.


Аннотация: В статье приводятся результаты исследований по оптимизации транспортных потоков в городе Бишкек. На основе анализа дорожных условий, оборудования техническими средствами организации дорожного движения, режима работы светофорных объектов, интенсивности транспортного и пешеходного потока на перекрестках города разработаны рекомендации организационно-технических мероприятий.

Современный этап развития городов связан с расширением их территории и слиянием с пригородом и близлежащими городами [1; 8; 15]. Транспортные системы городов превращаются в системы, обслуживающие города и зоны их влияния [2; 11; 16]. Ежегодно сотни тысяч жителей городов и пригородов пользуются услугами транспорта для трудовых и культурно – бытовых поездок, при которых становятся непосредственно участниками дорожного движения. В связи с увеличением интенсивности транспортного и пешеходного потока ухудшается безопасность участников дорожного движения и качество атмосферного воздуха окружающей среды [4; 9; 18].

В целях повышения интенсивности дорожного движения, оптимизации транспортных потоков и улучшения обеспечения безопасности участников дорожного движения в городе Бишкек, а также обеспечения надлежащего транспортного обслуживания горожан и гостей столицы распоряжением мэрии г. Бишкек от 10 июня 2014 г. № 224-р была создана рабочая группа. В состав рабочей группы входили представители ДПС ГУВД г.Бишкек, УКС, Бишкекглавархитектуры, УГТ мэрии г.Бишкек, МП «Зеленстрой», МП «Тазалык», СМЭУ МВД КР, АРГ г. Бишкек и КГТУ им. И.Раззакова в лице зав. кафедрой «Организация перевозок и безопасность движения» к.т.н., доцента Атабекова К.К.

Рабочая группа на основе списка кандидатов-перекрестков на проведение мер по улучшению дорожного движения, представленного Агентством по развитию города Бишкек (АРГ) (табл. 1) провела анализ дорожных условий, оборудования техническими средствами организации дорожного движения, режима работы светофорных объектов, интенсивности транспортного и пешеходного потока на данных перекрестках [1; 5; 19].

Таблица 1 — Наиболее нагруженные перекрестки по данным АРГ в г. Бишкек

№ п/п

Место расположения

1

Чуй

Ю. Фучика

2

Жибек-Жолу

Ю. Фучика

3

Жибек-Жолу

Молодая
Гвардия

4

Московская

Асаналиева

5

Советская

Баялинова

6

Жибек-Жолу

Река
Аламедин

7

Жибек-Жолу

Алмаатинская

8

Алмаатинская

Салиева

9

Чуй

Ибраимова

10

Льва
Толстого

Асаналиева

11

Льва
Толстого

Молодая
Гвардия

12

Льва
Толстого

Чапаева

13

Горького

Советская

14

Жукеева
Пудовкина

Ахунбаева

15

Жукеева
Пудовкина

Суеркулова

16

Чуй

Алмаатинская

17

Алмаатинская

Ахунбаева

18

Чуй

Набережная

19

Правда

Фрунзе

20

Кулатова

Ибраимова

21

Жибек-Жолу

ТоголокМолдо

22

Бакинская

Аул

23

Гагарина

Фрунзе

24

Юнусалиева

СухэБатора

25

Гагарина

Д.Садырбаева

26

Мира

Горького

27

Жибек-Жолу

Кулиева

28

Айни, район
№4 горбольницы

Кривоносова

29

Мира

Ахунбаева

В заседаниях рабочей группы рассматривались проблемы по повышению пропускной способности и обеспечению безопасности на всех перечисленных перекрестках улично-дорожной сети города, а также факторы, которые непосредственно влияют на пропускную способность в каждом пересечении в отдельности.

При этом учитывалась стратегия формирования сбалансированной транспортной системы города. Суть заключалась в обеспечении высокого качества городской среды и жизни населения, повышения привлекательности транспортной системы, усиления социальной и экологической направленности развития транспортной системы города в комплексе.

Как известно, транспортная система города выполняет множество различных функций и зачастую должна удовлетворять конфликтующим сторонам [3; 7; 14]. Поэтому стратегия определяется многообразием функций транспортной системы, при котором определяется возможные ограничения и способы удовлетворения спроса на услуги транспортной системы [6; 10; 17].

В задачи стратегии развития транспортной системы городов входит обеспечение баланса интересов разных групп, которые пользуются транспортными системами и объектами транспортной инфраструктуры [13; 20].

Основным приоритетом являлось обеспечение разгрузки от автотранспортного потока центральных улиц в целях обеспечения беспрепятственного проезда общественного транспорта путем организации остановок и стоянок на второстепенных улицах с расширением проезжей части [1; 12].

В ходе обследований улично-дорожной сети города одним из вариантов разгрузки улиц города Бишкек является строительство многоуровневых развязок и эстакад, надземных либо подземных пешеходных переходов.

Рассматривались вопросы касающиеся улучшения условий для пешеходного и велосипедного движения. В городе Бишкек сохраняется целый ряд проблем в этой сфере, в том числе:

-незначительное число пешеходных переходов в разных уровнях;
-затрудненные условия движения по тротуарам, на которых припаркованы автомобили;
-недостаточное внимание к созданию условий для движения людей с ограниченными возможностями;
-незначительная доля велосипедного движения в структуре поездок населения города и отсутствие сети велосипедных дорожек.

Развитие общественного пассажирского транспорта считалось одним из важных факторов в снижении транспортных заторов и пробок. В существующей системе пассажирского транспорта в городе Бишкек выделяется ряд проблем:

— несоответствие санитарного состояния салонов автобусов;
— неприемлемый на некоторых маршрутах интервал движения;
— низкое техническое и санитарное состояние остановочных пунктов;
— переполненность в значительной степени пассажирского транспорта в часы «пик»;
— недостаточное качество перевозок (неудовлетворительная комфортность, скорость, регулярность, надежность);
— существенная доля устаревшего подвижного состава.

Повышение эффективности системы регулирования дорожного движения является одним из основных направлений в обеспечении дорожного движения. Непосредственную роль в обеспечении безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети играет технические средства организации дорожного движения. На 2014 год в городе Бишкек функционировало 206 светофорных объектов, в том числе в системе АСУД -52 объекта. Из общего количества 61 объекта оснащены современными светодиодными светофорами, 28 из них с табло обратного отсчета времени, а порядка 70% физически и морально устаревшие. По данным акта обследования УДПС ГУВД г. Бишкек для безопасного движения транспорта и пешеходов, повышения пропускной способности улично-дорожной сети необходима установка как минимум 37 светофорных объектов.

Состояние дорожных знаков и разметок не соответствует требованиям ГОСТа. Из имеющихся в городе 6500 дорожных знаков около 4500 имеют неприглядный вид и утратили светоотражающие свойства, ввиду чего требуют замены, а также дополнительно требуется установка 6000 дорожных знаков. Из 1392 км протяженности улиц г. Бишкек лишь 180 км имели соответствующую дорожную разметку.

Пропускную способность улично-дорожной сети снижает неупорядоченная стоянка транспортных средств. Многие улицы работают в режиме дневных бесплатных парковок и практически исключены из состава функционирования УДС. Отсутствуют нормативные документы и руководства, детально рассматривающие расчеты парковочных мест для автомобилей. Основными направлениями по управлению парковочным пространством являются:

— ограничение и запрещение парковок на части УДС с эффективным мониторингом использования парковки путем фото- и видео фиксации и других методов контроля;
— обеспечение правовой и организационной базы для осуществления комплексного управления парковочным пространством;
— выявление дополнительных земельных участков для размещения парковок;
— создание на УДС парковок, использующихся на платной основе;
— обеспечение строящихся объектов местами для хранения автомобилей;
— освоение подземного и надземного пространства для строительства парковок;
— создание и обустройство мест погрузки-разгрузки и мест регулируемого технологического отстоя грузового транспорта для существующих торговых зон.

В аспекте обеспечения безопасности передвижения по городу рассматривалась дорожная инфраструктура, транспортные средства, поведение водителей и пешеходов. Основные направления повышения безопасности дорожного движения являются:

— повышение правового сознания и культуры поведения участников дорожного движения и профилактика дорожно-транспортного травматизма;
— широкое внедрение и использование фото – и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в целях осуществления объективного мониторинга и наложения наказания за их совершения;
— проведение анализа наиболее аварийно-опасных участков УДС, подготовка и реализация предложений по снижению уровня аварийности;
— реализация мероприятий, направленных на повышение безопасности пешеходов и совершенствование организации движения.

На основе анализа УДС, интенсивности транспортных и пешеходных потоков рабочей группой предложены организационно-технические мероприятия для разгрузки нагруженных перекрестков табл.2.

Таблица 2 — Предлагаемые организационно-технические мероприятия по усовершенствованию перекрестков для разгрузки от транспортных

Перекресток

Мероприятия

1

Жибек-Жолу/Ю.Фучика

*Пересмотреть режим работы светофора

*Нанести дорожную разметку

2

Московская/Асаналиева

*Установить дополнительную
секцию

*Предусмотреть отдельный
поворот направо с ул. Московской в южном направлении

3

Советская/Баялинова

*Необходимо рассмотреть
возможность реконструкции альтернативных улиц таких как Щербакова,
Осмонкулова, Т.Молдо, Киргизская

4

Жибек-Жолу/река Аламедин

*Необходимо планом
предусмотреть средства на уширение проезжей части

5

Жибек-Жолу/К.Датка

*Предусмотреть поворот направо
с пр. Ж.Жолу в северном направлении

*Разрешить поворот налево с ул.
К.Датки с 2-х полос в западном направлении

*Предусмотреть на отрезке между
пр. Ж.Жолу и ул. М. Джалила ограждения для упорядочения перехода пешеходами
у. К.Датка

*Организовать новый
остановочный комплекс по ул. К.Датка с западной стороны

6

Алмаатинская/Салиева

*Пересмотреть режим работы
светофора

*Добавить фазу левого поворота

7

Чуй/Ибраимова

*Запретить поворот налево

*Пробить севернее на расстоянии
не менее 100 м
разделительную полосу

8

Л.Толстого/Асаналиева

Л.Толстого/М.Гвардия

Л.Толстого/Бакаева

 

*Сложные перекрестки необходим
комплексный подход с обеспечением зеленой волны

*Одним из возможных решений
является строительство эстакадного моста по ул.Фучика с выходом на ул.
Л.Толстого

9

Пудовкина/Ахунбаева

*Требуется расширение ул.
Ахунбаева от ул. Советской до ул. Ж.Пудовкина с северной и восточной стороны
с добавлением по одной полосе с каждой стороны

10

Чуй/Алмаатинская

*Необходимо для пропуска автотранспорта,
идущего в северном направлении расширить проезжую часть северо-восточного ул.
Алмаатинской

*довить фазу левого поворота

 

11

Алмаатинская/Ахунбаева

*Установить соответствующие
необходимые дорожные знаки

*Имеется необходимость
строительства тротуара по периметру

12

Ж.Жолу/Т.Молдо

*Имеется необходимость
расширения северо-западного угла перекрестка

*Пересмотреть режим работы
светофоров

13

Профсоюзная

*Имеется необходимость в целях
разгрузки транспортного коридора идущего с запада по пр. Дэн Сяопина в г.
Бишкек начать реконструкцию указанной улицы

14

Айни/Кривоносова/Муромская/Чортекова

Раон №4 горбольницы

*Необходимо строительства
кругового движения, светофорное регулирование нецелесообразно

15

Пр. Мира/Ахунбаева

*Пересмотреть режим работы
светофора

*добавить фазу левого поворота

 

Большинство организационно-технических рекомендаций по обследованным пересечениям внедрены. Внедренные мероприятия позволили повысить пропускную способность пересечений и безопасность дорожного движения. Внедрение дополнительной секции для транспортных средств на пересечении проспект Мира-Ахунбаева увеличило ее пропускную способность примерно на 20 % и позволило снизить выбросы вредных веществ в атмосферу воздуха.


Список литературы

  1. Атабеков К.К., Маткеримов Т.Ы. Исследование задержек автотранспортных средств на улично-дорожной сети города // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2014. Т. 32. № 1. С. 129-133.
  2. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В. Проблемы автотранспортного обеспечения агропромышленного производства // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5-3 (16-3). С. 11-13.
  3. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Проблемы автоматизации транспортно-логистических операций на промышленном предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 5-3 (25-3). С. 186-190.
  4. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Проблемы автотранспортного и сервисного обеспечения агропромышленного производства // Территория науки. 2016. № 3. С. 63-66.
  5. Жоробеков Б.А, Сабиров И.О., Зулпуев С.М., Жакыпджанова В.С. Испытание технико-эксплуатационных показателей автотранспортных средств в условиях высокогорья // Территория науки. 2016. № 3. С. 43-47.
  6. Евдокимов В.И. Развитие материально-технической базы сельского хозяйства // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 44-51.
  7. Кадыров К.С. Экономико-математическое моделирование оптимальных бизнес-процессов предприятий АПК // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 2. С. 40-43.
  8. Клюев С.В., Клюев А.В. Оптимальное проектирование строительных конструкций на основе эволюционных и генетических алгоритмов: монография. Germany. 2011. 128 с.
  9. Костин А.Е., Авдеев Ю.М. Геоботанические исследования биоразнообразия в урбанизированной среде // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 3. С. 19-23.
  10. Лебединская О.И. Формирование, организация и результативность внедрения агрологистики // Синергия. 2015. № 2. С. 72-76.
  11. Мартынов С.В., Шаталов М.А. Проблемы информационного обеспечения управления транспортно-логистической системой предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 5-3 (25-3). С. 289-294.
  12. Мычка С.Ю. Направления развития логистической оптимизации деятельности предприятий АПК// Агропродовольственная экономика. 2015. № 8. С. 18-21.
  13. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Особенности моделирования управления цепями поставок в мебельной промышленности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 9-2 (20-2). С. 354-357.
  14. Рувинова Л.Г., Сверчкова А.Н., Хамитова С.М., Авдеев Ю.М. Биологический мониторинг загрязнения почвенной и водной среды в условиях урбанизации // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2016. № 6 (117). С. 14-20.
  15. Соколова С.А. Модель выбора оптимального типа застройки территории пригородной зоны // Синергия. 2016. № 1. С. 69-75.
  16. Уханов В.П., Хамитова С.М., Авдеев Ю.М. Экологический мониторинг состояния особо охраняемых природных территорий // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2016. № 10 (121). С. 66-71.
  17. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Внедрение адаптивных систем автоматизации транспортно-логистических операций предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 5-3 (25-3). С. 387-391.
  18. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Автотранспорт в системе логистической оптимизации деятельности предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 4-1 (15-1). С. 433-436.
  19. Эрматова А.И., Гыязов А.Т., Эрматов А.К. Диагностика экономического состояния и обеспечение устойчивого развития АПК Кыргызской Республики // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 11-20.
  20. Юрьев А.Г., Клюев С.В., Клюев А.В. Устойчивость равновесия в природе и технике // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2007. № 3. С. 86 – 88.