УДК 364+304.4+338.2
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
№24,
Социологические науки
Ковешников Виктор Сергеевич
Ключевые слова: «ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ»; СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР; КАЧЕСТВО ЖИЗНИ; «WELFARE STATE»; SOCIAL POLICY; PUBLIC CHOICE; QUALITY OF LIFE.
В процессе исторического развития человеческое общество в разных частях мира, состоящее из народов с абсолютно разными культурными ценностями и нормами, негласно сформировало для себя универсальную цель – создание эффективного производства материальных благ и распределение полученного продукта согласно установленным в обществе правилам. И если насчёт того, как создать эффективное хозяйство, учёные и управленцы в той или иной степени могут договориться и даже дать базовые рекомендации, то по вопросу «справедливого» распределения экономических благ консенсус не был найден. Именно здесь и начинает проявляться противостояние индивидуализма и коллективизма, капитализма и социализма, рыночной и командной экономических систем. В последние десятилетия, в частности, после распада Советского Союза разговоры о подобных противостояниях ушли на второй план: победитель во многом стал ясен. Теперь в центре внимания находятся оживлённые дебаты о необходимости вмешательства государства в дела общества, а, точнее, дебаты о степени подобного вмешательства. Так сформировалась тенденция предопределения экономической деятельности не столько идеологией, сколько фактами и анализом сложившейся ситуации. Главной же целью в большинстве государств мира теперь становится не доказать, что та или иная доктрина «лучше», а попытаться повысить уровень жизни граждан и уберечь незащищённые слои населения от неблагоприятных обстоятельств. В погоне за этой целью ещё во второй половине XIX века начинает формироваться концепция «государства всеобщего благосостояния».
Различные трактовки понятия «государство всеобщего благосостояния» возникали в течение всего ХХ века. Одно из самых лаконичных, но притом наиболее точных описаний этого явления принадлежит австрийскому социологу Питеру Флора: «государство всеобщего благосостояния подразумевает, что вся его деятельность нацелена на достижение большей социально-экономической безопасности и равенства граждан» [1, с. 516]. Американский историк Эйза Бриггс обобщил многие трактовки и объяснил, что отличает «государство всеобщего благосостояния»: во-первых, охрана труда и здоровья граждан (сюда входит и уменьшение безработицы); во-вторых, борьба с неравенством с помощью перераспределения доходов разнообразными методами; в-третьих, оказание помощи упомянутым раннее незащищённым слоям населения (пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и так далее); в-четвёртых, повышение уровня грамотности населения и квалификации работников [2, с. 227-231]. Разумеется, можно найти и иные сферы, где государство старается добиться благополучия граждан, но это основные направления, в рамках которых функционирует социальная политика.
Казалось бы, «государство всеобщего благосостояния» — благородная концепция, повышающая уровень жизни нижних страт и обеспечивающая более «справедливое» распределение благ, чем если бы всё подчинялось лишь «невидимой руке» рынка. Однако, при воплощении данной концепции в жизнь у неё появились критики, которые чётко выделяли её слабые стороны. В последние 20-25 лет эти критики одерживают идеологическую победу, и в странах Европейского Союза, действительно, идёт свёртывание отдельных социально-ориентированных программ, что можно назвать началом «демонтажа» государства всеобщего благосостояния, которое в некоторых государствах строилось со времён окончания Второй мировой войны [3, c. 140-144]. Стоит отметить, что работе описываются процессы, протекающие в государствах-членах Европейского Союза, так как именно на их примере ярко виден данный тренд.
Главным уязвимым местом описываемой концепции, вызывающим отказ от широкой социальной политики, является недостаточно эффективное и «несправедливое», по мнению многих, перераспределение дохода внутри государства.
Перераспределение материальных благ приводит к двум явлениям. С одной стороны, налогоплательщики из средних и высших слоёв населения платят довольно значительные по размерам суммы от своего месячного дохода и ожидают, что они будут выигрывать от этого, поскольку государство будет предоставлять им общественные блага (озеленять территорию, создавать систему общественного транспорта, обеспечивать безопасность населённых пунктов и т.д.), однако в связи с колоссальными социальными расходами бо́льшая часть этой суммы уходит на содержание малообеспеченных слоёв населения. В таком случае, эти граждане чувствуют, что честно заработанные ими доходы просто отнимаются и отдаются тем, кто менее этого заслуживает. С другой стороны, те самые слои населения, получающие значительные выплаты в связи с их положением (мигранты, безработные, инвалиды), остаются довольны своей жизнью и не стремятся принести свою пользу обществу и экономике страны [4, с. 233-239]. И если про тяжёлое положение пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и необходимость выплаты им пособий никто не спорит, то необходимость ограничения льгот мигрантам и безработным широко обсуждаема. В результате недовольства одних и завышенных ожиданий других, во-первых, возникает социальная напряжённость, проявляющаяся чаще всего в забастовках, во-вторых, добросовестные налогоплательщики начинают задумываться о том, стоит ли полностью отражать свой доход или можно найти какие-либо легальные (или нелегальные) методы уклонения от уплаты хотя бы части налогов, и это особенно становится заметно среди предпринимателей и работодателей [5, с. 63-64].
С точки зрения государства уменьшение количества выплат и их суммы на одного человека вызвано рядом таких причин, как демографический кризис (снижение рождаемости и рост количества пенсионеров), большой приток неработающих мигрантов в страны Европы и сокращение поступлений от налогоплательщиков, теряющих стимулы отражать свой реальный доход.
Все эти явления не могут свидетельствовать о том, что правительства по собственной воле сокращают социальные программы. Европейские государства продолжают поддерживать своё население и делают это по мере своих возможностей. Именно поэтому можно сказать, что идея о демонтаже государства всеобщего благосостояния во многом преувеличена. Расходы государств ОЭСР, многие из которых также являются членами ЕС, на социальные нужды в целом растут, а не уменьшаются. В 2000-м году они в среднем по ОЭСР составляли 17,4% от ВВП государства, в 2018-м же – 20,1% [6]. Так, согласно последним данным за 2018-2019 гг., борьба с безработицей проходит успешно, и её уровень уверенно снижается, с более чем 26 миллионов безработных в 2013-м году до 14 миллионов в начале 2020-го года [7]. Так, и среднестатистический гражданин в целом не против приближения его общества к идеалу «государства всеобщего благосостояния» и продолжает поддерживать широкую социальную политику [8, с. 91]. Например, согласно опросам Европарламента, 63% граждане ЕС считают, что Европейскому Союзу следует больше вмешиваться в сферу здравоохранения, чем оно это делает на данный момент [9]. Более того, согласно докладу, основанному на тех же опросах Европарламента, Eurobarometer, здравоохранение и система социального обеспечения стоят на 2-м месте проблем, беспокоящих европейских граждан, а следом за ними идёт беспокойство о пенсиях [10, с. 21].
Исследуемая концепция по ряду причин тяжело приживается, например, в США и Южной Корее, но нельзя отрицать, что в странах Европы общественный запрос на решение социальных проблем невероятно высок. Помимо этого, социальная повестка – это то, на чём концентрируются многие европейские кандидаты на выборах в государственные органы. По этим причинам демонтаж государства всеобщего благосостояния в ЕС в ближайшее время невозможен. На следующем этапе развития концепции перед лидерами государств возникают уже новые вопросы – как бороться с имеющимися в концепции изъянами и как создать «справедливое» распределение экономических благ, при котором ни одна группа граждан не будет чувствовать себя ущемлённой.
Список литературы
- Goerres A., Prinzen K. Can We Improve the Measurement of Attitudes Towards the Welfare State? A Constructive Critique of Survey Instruments with Evidence from Focus Groups // Social Indicators Research. — 2012. — №3. — P. 515–534.
- Briggs A. The Welfare State in Historical Perspective // European Journal of Sociology. — 1961. — №2. — P. 221-258.
- Буткалюк В. А. Крах теории и практики «Государства благосостояния» // Социологический альманах. — 2014. — №5. — С. 136-146.
- Сидорина Т.Ю. Государство всеобщего благосостояния. От утопии к кризису. — М.: РГГУ, 2013. — 349 с., Гл. 5
- Чулицкая Т. Демонтаж государства всеобщего благосостояния // Палiтычная сфера. — 2005. — №4. — С. 61-67.
- Social Expenditure Database // OECD URL: https://www.oecd.org/social/expenditure.htm (дата обращения: 20.03.2020).
- Unemployment in the EU and the euro area // Eurostat URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Unemployment_statistics#Unemployment_in_the_EU_and_the_euro_area (дата обращения: 20.03.2020).
- Сидорина Т.Ю. Операция «welfare state»: решило ли государство всеобщего благосостояния проблемы идеального государства? // Terra Economicus. — 2012. — №3. — С. 84-99.
- Would you like the EU to intervene less than at present or more than at present for the following policy areas? // Europarliament URL: https://www.europarl.europa.eu/infographic/eurobarometer/2016/index_en.html#health (дата обращения: 20.03.2020).
- Public Opinion in the European Union // Eurobarometer URL: https://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/index.cfm/ResultDoc/download/DocumentKy/88420 (дата обращения: 20.03.2020).