УДК 342.951:351.82

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№24,

Юридические науки

Загребин Сергей Олегович


Научный руководитель: Чумакова И.И., преподаватель кафедры юриспруденции ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» (ВоГУ).


Ключевые слова: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ПЛАН ИНФОРМАТИЗАЦИИ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА; ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО; ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА; MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION; INFORMATIZATION PLAN; DIGITALIZATION OF LAW; PERSONAL ACCOUNT OF A SERVICEMAN; PERSONAL ELECTRONIC CARD.


Аннотация: В статье содержатся сведения о работе, осуществляемой Министерством обороны Российской Федерации по информатизации права, переходу на информационные технологии. Проведен анализ плана информатизации Министерства обороны Российской Федерации на 2019-2021 годы, ряда мероприятий по цифровизации деятельности (система мониторинга и анализа средств массовой информации, интернет-сайт ведомства, сервисы «Личный кабинет Гражданина», «Личный кабинет Военнослужащего», «Персональная электронная карта» военнослужащего, личный кабинет в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих). Указываются перспективы цифровизации права в деятельности Министерства обороны Российской Федерации.

Переход современного российского общества к цифровой модели развития осуществляется в соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней политики нашего государства в сфере применения информационных коммуникационных технологий, направление на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [1].

В послании Федеральному Собранию 01.03.2018 Президент Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации Путин В.В. (далее – Верховный главнокомандующий) обозначил, что внедрение цифровых технологий во всех сферах является важнейшим условием прорывного развития страны, а Российская Федерация должна стать одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных [2].

В рамках общенациональной программы цифровизации Министерство обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России) активно организует работу по переходу на информационные технологии, что является одной из приоритетных задач в условиях информатизации современного общества.

Весной 2019 года Минобороны России был представлен план информатизации на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годы [3]. Указанный документ предусматривает совершенствование как существующих ранее информационных систем, так и развитие новых направлений с использованием отечественной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В плане определены мероприятия по информатизации, объемы финансирования по каждому из направлений деятельности. Так, предусматриваются значительные ассигнования из средств федерального бюджета на автоматизированную информационную систему учета пенсионеров Минобороны России, прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения, программные средства электронной подписи.

Военное ведомство планирует совершенствовать единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ), системы мониторинга и анализа средств массовой информации, информационного взаимодействия, обработки обращений граждан, учета объектов культурного наследия, управления обучением в образовательных организациях Минобороны России, проведение мероприятий по защите информации. В целом на проведение мероприятий по информатизации деятельности в 2019-2021 годах ведомство планирует потратить более 12 млрд. руб.

Более подробно можно остановиться на развитии системы мониторинга и анализа средств массовой информации, на которую выделено в 2019 и 2020 годах более 52 млн. руб. в каждом и 45 млн. руб. в 2021 году. Система должна будет обеспечить автоматизированный непрерывный мониторинг средств массовой информации и анализ данных, что позволит оперативно уведомлять руководящий состав Минобороны России и Верховного главнокомандующего о событиях, затрагивающих интересы государства, оборонного ведомства. Мониторинг военно-политической обстановки производится как внутри страны, так и в мире, основывается на оперативном наблюдении за политической, экономической, общественной ситуациями и работе с большими данными, что позволит определить возможные источники внешних и внутренних военных угроз, выявить факторы, способные повлиять на ход и завершение войны или вооруженного конфликта. Современный программный комплекс Минобороны России должен будет осуществлять отбор в потоке информации мировых средств массовой информации необходимые сообщения, анализировать печатный текст, цифровое телевидение, эфирное вещание, распознавать определенные категории (люди, объекты, высказывания и пр.), моделировать сценарии развития обстановки и автоматически готовить рекомендации [4]. Деятельность по мониторингу и анализу средств массовой информации осуществляется Национальным центром управления обороной Российской Федерации (далее – НЦУО) [5]. По примеру НЦУО в регионах России планируется открытие центров координации действий силовых структур в кризисных ситуациях. Первый подобный центр планируется открыть в г. Тула (09.04.2019 в НЦУО подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Минобороны России и Правительством Тульской области) [6]. При возникновении кризисных ситуаций у Губернатора и членов Правительства области появится возможность оперативно взаимодействовать с Минобороны и другими силовым ведомствами.

Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [7] в Минобороны России на данный момент проведена работа по разработке отдельного сайта ведомства[8].

Указанный сайт обеспечивает доступность военнослужащим и членам их семей, иным гражданам к нормативным правовым актам, регулирующим деятельность Минобороны России, предоставляет возможность получить информацию о социальных гарантиях военнослужащих, условиях поступления и прохождения военной службы по призыву и на контрактной основе, информацию о системе образования. Кроме того, военнослужащие и члены их семей, иные граждане могут получить правовую поддержку и консультацию специалистов, связанную с прохождением военной службы, направить обращение через сервисы: «Личный кабинет Гражданина» [9], «Личный кабинет Военнослужащего» [10].

Через сервис «Личный кабинет Военнослужащего» российские военнослужащие могут в любой момент ознакомиться на сайте со своими данными, касающимися денежного довольствия (оклад по званию; оклад по должности; надбавка за выслугу лет; районный коэффициент и т.д.), социальных выплат и пр. Военнослужащий получает возможность формирования расчетных листков с данными, касающимися предназначенных ему денежных начислений, может скачивать данную форму себе на компьютер и хранить ее в электронном виде. Сервис разработан Минобороны России с целью увеличения прозрачности внутренней бухгалтерии, касающейся заработных плат собственных служащих, что снижает коррупционные риски. У военнослужащего появилась возможность использовать личный кабинет, чтобы заявить о преступлениях, о которых ему стало известно.

Таким образом, с помощью проведения цифровизации военнослужащие приобрели возможность получить полную информацию о социальных гарантиях, отслеживать все начисления, что значительно облегчает деятельность командиров в этом направлении и помогает направить свои усилия на организацию служебной деятельности подразделений.

Еще одним направлением Минобороны России по цифровизации права является создание системы «Персональной электронной карты» (далее – ПЭК). В 2011 году данная технология была запатентована 27-м Центральным научно-исследовательским институтом Минобороны России, первые ПЭК начали внедряться с 2014 года [11]. В карте содержатся следующие сведения о военнослужащем: Фамилия, Имя, Отчество, образование, воинская специальность, результаты медицинского осмотра военной комиссии. Ее можно использовать в качестве документа воинского учета [12]. По мере прохождения службы в ПЭК вносится информация о воинском звании, назначении на воинскую должность и прочее. Она является аналогом военного билета, но содержит большее количество информации, находится под надежной защитой. Так же ПЭК можно использовать при предоставлении медицинских услуг людям пенсионного возраста.

В перспективе представляется возможным использование указанной карты для получения всего спектра государственных (муниципальных) услуг (функций), в том числе для получения медицинского обслуживания, образовательных и социальных услуг, получения государственных услуг (функций) в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, для идентификации личности военнослужащего, при переводе в другую воинскую часть.

В условиях цифровизации осуществляется деятельность по участию военнослужащих в накопительно-ипотечной системе. С 01.01.2005 вступил в силу Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20.08.2004 № 117-ФЗ [13]. Данный закон предоставляет военнослужащим возможность приобретения жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы. Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.04.2017 № 245 [14].

Военнослужащий имеет личный накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы, куда перечисляются денежные средства, которые могут быть использованы на приобретения жилых помещений, в установленном порядке и на определенных законодательством условиях. Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер военной службы.

На сайте федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «Росвоенипотека») [15] военнослужащий регистрируется в личном кабинете, через который может получать следующие услуги: задавать вопросы, уточнять данные по ипотечной системе, изучать информацию по балансу и платежам на накопительный, ипотечный типы счетов, узнавать о вновь появившихся программах в рамках приобретения недвижимости, изучать справочную информацию с контактами и правилами участия в программе ипотечного типа, подать в онлайн-формате заявку на участие в действующей программе военнослужащих, провести регистрацию в официальном реестре в качестве участника, оформить услуги по страхованию жилья и пр.

Таким образом, цифровизация права и других сфер деятельности Минобороны России происходит стремительно, открывая новые возможности для обеспечения деятельности самого ведомства, внутренней и внешней безопасности государства.


Список литературы

  1. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.
  2. См.: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 12.03.2020).
  3. См.: Приказ Министра обороны РФ от 30.04.2019 № 241 «Об утверждении Плана информатизации Министерства обороны Российской Федерации на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов» // https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=12229716@egNPA (дата обращения: 12.03.2020).
  4. См.: URL: http://nvo.ng.ru/realty/2019-05-24/2_1045_transition.html (дата обращения: 12.03.2020).
  5. См.: URL: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11206@egOrganization (дата обращения: 12.03.2020).
  6. См.: URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/04/10/5caca4919a79475d5519d425 (дата обращения: 12.03.2020).
  7. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 16.02.2009. № 7. Ст. 776.
  8. См.: URL: http://mil.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
  9. См.: URL: https://lkg.mil.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
  10. См.: URL: https://cabinet.mil.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).
  11. См.: URL: https://rg.ru/2014/07/17/karti-site.html (дата обращения: 12.03.2020).
  12. См.: Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» // Бюллетень норм. актов фед. органов исполнит. власти. 15.12.2014. № 50.
  13. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 23.08.2004. № 34. Ст. 3532.
  14. См.: Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 № 245 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Опубликован 30.05.2017 на офиц. интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  15. См.: URL: https://www.rosvoenipoteka.ru/ (дата обращения: 12.03.2020).