УДК 347.971

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (АНАЛИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

№24,

Юридические науки

Борисова Анна Викторовна


Научный руководитель: Чумакова И.И., преподаватель кафедры юриспруденции ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» (ВоГУ).


Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ; ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN JUDICIAL ACTIVITY; DIGITALIZATION OF THE JUDICIAL SYSTEM; EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES.


Аннотация: В статье рассмотрен опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в судебную деятельность на примере ряда стран (Сингапур, Эстония, Казахстан, Азербайджан). Проведен анализ конкретных мероприятий, внедряемых указанными государствами, по цифровизации судебной деятельности. Дана оценка положительных и отрицательных моментов, возникающих в связи с данным процессом.

Учитывая вызовы времени, в последние годы во многих странах мира ведутся интенсивные работы по внедрению цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов. В результате этих исследований сегодня, к примеру, в Швеции и ряде других государств все сделки в области недвижимости реализуются с использованием технологии блокчейн, а в Сингапуре уже несколько лет рассмотрение дел об административных проступках осуществляется без участия судьи.

Правовая регламентация общественных отношений, возникающих в сфере использования современных информационно-компьютерных технологий при отправлении правосудия как в России, так и за рубежом в большинстве случаев проводится в области гласности, доступности, эффективности правосудия и наиболее наглядно может быть представлена и рассмотрена в рамках общей реформы судопроизводства. Посредством международного сотрудничества и обмена профессиональным опытом между судебными органами происходит внедрение новых технологий в сферу судебной деятельности.

Особое значение в данной сфере имеет сравнение правовых норм, институтов, отраслей и систем [1]. Действительно, было бы большой ошибкой не использовать при разработке законодательства опыт иностранных правовых систем. Однако речь должна идти не о копировании зарубежного законодательства, а об учете общемировых тенденций развития данной области. Одно из направлений такого взаимодействия – учет зарубежного опыта в вопросах практического внедрения и использования электронных и компьютерных технологий в оснащении судов. Обмен международным опытом позволяет сделать огромный шаг в повышении открытости и обеспечении доступности правосудия. Важно, чтобы вся информация была доступна для граждан: они знали бы куда обратиться, как написать заявление, где получить консультацию.

Рассмотрим опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в судебную деятельность на примере следующих стран.

Сингапур
Известно, что Сингапур относительно рано начал внедрять электронные технологии в сферу судебной деятельности. Начиная с 2000 года там действует электронная система подачи и вручения документов, с 2011 года в судах Сингапура внедряется так называемая Интегрированная электронная судебная система (далее – EFS). EFS представляет собой специализированную систему электронного документооборота. Так, электронный документ, поступивший в суд, автоматически проверяется на соответствие требованиям процессуального закона и направляется на соответствующий регистр для обработки. EFS автоматически определяет маршрут прохождения документа в суде и позволяет достигнуть значительной экономии времени рассмотрения поступившего документа, вместе с тем исключая ошибочное приобщение документа к другому делу и обеспечивая, ведение в суде «электронного дела» [2]. Внедрение электронного документооборота способствует сокращению расходов на хранение документов, позволяет повысить производительность труда работников судов.

Обязательность для сторон подачи документов в электронном виде в гражданском процессе Сингапура явилось главным условием автоматизации процесса движения документов в судах, обеспечило ведение «электронных дел».

Эстония
Эстония является одним из наиболее развитых электронных государств на планете. В настоящее время она предлагает порядка 600 электронных услуг гражданам и 2,4 тыс. — бизнесу. Удостоверением личности, которое позволяет получать все эти услуги, в Эстонии является уникальная ID-карта, используемая в качестве онлайн-паспорта. С ее помощью жители страны могут дистанционно подписывать документы, оплачивать мобильный телефон и транспорт, голосовать на выборах, совершать банковские переводы, получать медицинские рецепты, следить за успеваемостью детей в школе и даже создать собственный бизнес, не отходя от компьютера.

Эстония может стать первой страной в мире, где приговоры в суде будет выносить электронный судья. На данный момент там разрабатывается программа, которая могла бы рассматривать споры по мелким судебным делам — на сумму до €7 тыс. По идее авторов проекта, участники такого юридического спора могли бы загружать все относящиеся к делу документы на специально созданный сайт в интернете, где бы их рассматривал электронный «судья» и выносил бы свой вердикт, который при необходимости можно будет обжаловать в суде вышестоящей инстанции. Планировалось, что тестовый режим будет опробован в конце 2019 года, после чего будет принято решение о ее внедрении.

Казахстан
Сейчас в республике Казахстан планомерно реализуются меры по широкому применению инновационных технологий, обеспечивающих всем участникам суда эффективные и качественные услуги.

С 2017 года во всех судах Республики введена возможность рассматривать заявления о вынесении судебных решений в электронном виде. Материалы дел приказного производства больше не подлежат ведению на бумажных носителях. С марта 2018 года предусмотрено внедрение цифрового судопроизводства на всех этапах процесса от подачи иска до момента исполнения судебного решения. Так, при поступлении апелляции или ходатайства прокурора по делам, рассмотренным в электронном формате, материалы дела в апелляционной инстанции подлежат рассмотрению в режиме онлайн. Это осуществляется благодаря связи карточки дела суда первой инстанции и информационной платформы «Төрелік». В бумажном формате будут храниться только решения судов первой инстанции (независимо от формата заседания) и постановления судов апелляционных инстанций. Кроме того, на бумаге формируют дела, которые подлежат рассмотрению в общепринятом порядке с вызовом сторон на судебное заседание. Но, в скором времени, и эти части судебного делопроизводства будут переведены в электронный формат [3].

Таким образом, на сегодня с введением единой системы электронного документооборота, использованием современных программных продуктов в судопроизводстве, оказанием все большего числа информационных услуг населению Казахстана посредством информационных технологий созданы необходимые условия для дальнейшего повышения эффективности и доступности судебной системы Республики.

Азербайджан
Опыт Азербайджана представляет особый интерес с точки зрения совершенствования электронного правосудия в других странах.

В феврале 2014 года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики была создана информационная система «Электронный суд», обеспечивающая применение современных информационно-коммуникационных технологий. Применение данной системы служит расширению возможностей обращения в суд, предотвращению фактов волокиты и злоупотребления при отправлении правосудия, обеспечению прозрачности и оперативности, повышению эффективности надзора за исполнением решений суда, обеспечению электронного делопроизводства и документооборота.

Ранее при обращении в суд необходимо было оплатить судебную пошлину только через банк и в строго определенные часы работы. В связи с чем Министерство юстиции совместно с Центральным банком создало «Систему электронной оплаты судебных пошлин». Данная система позволяет физическим и юридическим лицам оплачивать судебную пошлину непосредственно в «Личном кабинете» при электронной подаче искового заявления и на «Государственном портале оплаты государственных пошлин» [4]. Таким образом, система позволяет решить несколько вопросов: облегчить обращение в суд, устранить факты недобросовестного поведения истцов, обеспечить более детальный учет оплаты судебных пошлин, а также оценку эффективности судов и многое другое.

Поиск путей оптимизации процесса назначения наказаний, устранения проявления чрезмерного субъективизма продолжается еще с давних времен, но теперь с использованием компьютерных технологий. Так, в мае 2019 года в Баку на конференции Ассоциации юристов стран Черноморско-Каспийского региона был презентован пилотный проект: компьютерная программа «Электронные весы правосудия». Этот проект уникален тем, что система определения оптимальной меры назначения наказания помогает обеспечивать справедливое правосудие. Но и в данной программе есть немало недочетов. Так, например, одним из последствий может быть общее понижение компетентности судей, так как программа будет выполнять практически значимые функции за него, что впоследствии может привести к утрате некоторых профессиональных юридических навыков судей [5]. Также нельзя забывать о том, что это все же компьютерная программа, к которой нельзя применить такие важные категории, как «человечность» и «гуманность». Стоит отметить и такие факторы, как технические сбои, незаконное внесение изменений в алгоритмы, рост киберпреступлений [6].

По мнению заместителя министра юстиции Азербайджанской Республики, члена Судебно-правового совета, доктора юридических наук Азера Джафарова, юстиции Азербайджана принадлежат особое место и роль в правовой системе страны. Структура азербайджанской юстиции, в которой проводятся успешные реформы, совершенствуется и модернизируется. Применение цифровых технологий в системе юстиции и суда, информатизация в данной сфере также являются велением времени. «Проделанной в этом направлении работы отнюдь не достаточно, так как совершенствование – это продолжающийся процесс. Короче говоря, у данного процесса есть начало, но нет конца.» Он же добавляет, что «информатизация не может превратить неэффективно функционирующую систему в эффективную, но она может помочь хорошо функционирующей системе работать еще более эффективно и действенно» [4].

С учетом рассмотренного выше опыта зарубежных стран можно придти к выводу о том, что Россия начинает делать первые шаги к цифровизации судебного процесса, анализируя и внедряя зарубежный опыт.

В настоящее время широкое внедрение инноваций является одним из приоритетных направлений совершенствования судопроизводства. В дальнейшем, автоматизация, информатизация и цифровизация деятельности судов, в конечном итоге, будут способствовать увеличению эффективности проводимой правовой политики, повышению конкурентоспособности государства, удовлетворенности со стороны общества деятельностью судов и повышению доверия населения к ним.


Список литературы

  1. См.: Фролов А.О., Фролова С.В., Руднева Н.И., Придворова М.Н. Зарубежный опыт правового регулирования применения информационных технологий в судах общей юрисдикции // Новый юридический вестник. 2018. №5. С. 7-10.
  2. См.: Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран. URL: http://center-bereg.ru/h227.html (дата обращения: 12.03.2020).
  3. См.: Цифровизация судебной системы — инновационный подход к делопроизводству. URL: https://aksanatgroup.com/news/317/ (дата обращения: 12.03.2020).
  4. См.: Азер Джафаров: «Электронный суд» — система, облегчающая работу судебной власти и правосудия. URL: http://vzglyad.az/news/122859/news.html (дата обращения: 12.03.2020).
  5. См.: Джафаров А.М. Цифровизация процесса отправления правосудия: достижения, перспективы, проблемы (на примере Азербайджанской Республики). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-protsessa-otpravleniya-pravosudiya-dostizheniya-perspektivy-problemy-na-primere-azerbaydzhanskoy-respubliki (дата обращения: 12.03.2020).
  6. См.: Крайнова Н.А. «Электронные весы правосудия»: цифровизация процессов или оцифровка задач? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-vesy-pravosudiya-tsifrovizatsiya-protsessov-ili-otsifrovka-zadach (дата обращения: 12.03.2020).