АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

№6,

Экономические науки

Макарычева Анастасия Сергеевна


Ключевые слова: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА; МИССИЯ; ЦЕННОСТИ; ТИПОЛОГИЯ; ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; ПРОЕКТ; НОВОВВЕДЕНИЯ; CORPORATE CULTURE; ORGANIZATIONAL CULTURE; MISSION; VALUES; TYPOLOGY; PROJECT MANAGEMENT; PROJECT MANAGEMENT; IMPROVEMENT; PROJECT; INNOVATION.


Аннотация: В статье анализируется сложившаяся корпоративная культура. Её основные элементы, нормы и правила, миссия и ценности. Описывается типологическая характеристика культуры организации, а также определяется её уровень для дальнейшего введения проекта по совершенствованию корпоративной культуры.

Необходимость изучения корпоративной культуры организации находит объяснение в реальной ситуации на предприятиях, а именно многие компании, которые достигли экономической стабильности, испытывают нужду в сплочении и укреплении коллектива, создании благоприятного климата внутри организации между сотрудниками, а также в нахождении дополнительных способов мотивации персонала.

Современные компании расценивают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, который ориентирует весь персонал организации на общие цели, обеспечение продуктивного взаимодействия и проявление инициативы в процессе деятельности. Практика многих российских и западных компаний свидетельствует о том, что преуспевает та организация, в основе которой заложен сплочённый коллектив, где каждый сотрудник заинтересован в успехе и процветании деятельности компании, так как именно от этого зависит эффективность деятельность компании в целом и её материальность состояние. Можно сделать вывод, что быстрее всех процветает и поднимается та организация, в основе которой лежит хорошо развитая корпоративная культура.

ЗАО «ЭвереСТ-С» — это компания, которая существует на рекламном рынке более 6 лет. За всю недолгую историю существования предприятия руководство и сотрудники создавали внутренний климат рабочей обстановки, выстраивали взаимоотношения, а, следовательно, происходило зарождение и формирование корпоративной культуры. При открытии бизнеса руководство не ставило в приоритет формирование организационной культуры, но при стабилизации положения компании на рынке, руководители стали делать всё больший упор на сплоченность сотрудников, создание единого духа компании, определении и донесения миссии и целей компании до персонала.

Корпоративная культура ЗАО «ЭвереСТ-С» состоит из следующих элементов: ценности, философия, организационные нормы поведения, символическая система, а также психологический климат (рис. 1).


Рисунок 1. Элементы корпоративной культуры ЗАО «ЭвереСТ-С»

При исследовании корпоративной культуры ЗАО «ЭвереСТ-С» можно сделать вывод, что данные элементы не раскрыты в полной форме, а также не имеют достаточную значимость для персонала организации.

Типологическая характеристика ЗАО «ЭвереСТ-С» проведена на основе теоретической информации из первой главы и на основе наблюдения и опроса сотрудников. Результаты проведения анализа по определению типа культуры приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Типологическая характеристика ЗАО «ЭвереСТ-С».

Автор типологии

Тип корпоративной культуры

Основная характеристика

Г. Хофстеде

Коллективизм и мужская культура, со средним уровнем
дистанции власти и избеганием зоны неопределённости

В ЗАО «ЭвереСТ-С»
сотрудники всегда помогут в разрешении рабочих вопросов друг друга, но в тоже
время в компании чётко распределены обязанности; стремление руководства к
созданию формальных правил и норм.

Ч. Хэнди

Культура роли с элементами культуры задачи

В компании чётко распределены функции, обязанности и
роли между сотрудниками, но в тоже время присутствует коллективное принятие
решений.

К. Камерон и Р.
Куинн

Клановая культура

Для компании характерна сплоченность, здоровый
внутренний климат, а также взаимодействие и помощь.

Р. Рюттингер

Культура торговли

В компании легко возникают коммуникации между
сотрудниками, происходит обмен знаниями, присутствует взаимопомощь.

Р. Блейк и Дж. Моутон

Тип «загородный дом»

В компании проявляется интерес к личности,
уважительно относятся к его потребностям, а, следовательно, присутствует
благоприятный внутренний климат.

Как видно из таблицы, отличительной чертой коллектива ЗАО «ЭвереСТ-С» является взаимовыручка и сплочённость. Это имеет своё отражение в том, что руководство компании всегда с пониманием относится к выполнению обязанностей одного сотрудника другим. Сотрудники подменяют друг друга на договорных основах, что не создаёт никаких конфликтных ситуаций при оплате труда, а также при учёте и нормировании труда.

Руководство понимает потребности сотрудников и принимает к сведению возникновение форс-мажорных обстоятельств, а, следовательно, способствует формированию благоприятного рабочего климата, а также коллектива схожего с семьёй. В такой коллектив характеризуется легкостью в решении сложных вопросов, а также оперативностью к изменению внутренней и внешней среды. Сотрудники не боятся проявлять инициативу в решение вопросов и в конфликтных ситуациях.

Оплата труда в компании организована с учётом профессиональных знаний, соответствие сотрудника занимаемому месту, а также отмечается проявление личной инициативы. Такой подход способствует стимулированию персонала к обучению и развитию своих навыков, знаний и способностей. Также необходимо отметить систему поощрения сотрудников, а именно наличие премий, бонусов по результатам работы. В компании существует личный корпоративный транспорт, оплата топлива, корпоративный телефон, что стимулирует сотрудников на результативность выполнения работы.

Кроме того, каждый сотрудник застрахован по программе добровольного медицинского страхования, которая включает в себя медицинское обслуживание высококвалифицированным персоналом здравоохранения, проводятся обследования и оперативные лечебные мероприятия. Каждый день сотрудники отдела логистики, а именно водители, проходят медицинское освидетельствование.

Управление проектами – одно из направлений, которые вызывают сегодня наибольший интерес у специалистов и руководителей во всех сферах деятельности организаций. А, следовательно, большинство предприятий концентрируются на конкретных нуждах отдельных проектов и на их исполнителей.

Необходимым преобразованиям в компании препятствуют культурные и иные факторы как в окружении самого проекта, так и в связанных с ним компаниях. Культура организации – это система общих норм поведения, мнений, образа мысли, ценностей, которые объединяют людей, а, следовательно, создают общие понятия.

Внедрение проектного подхода связано с изменениями сложившейся организационной культуры. Культура – один из определяющих аспектов предприятия, который отличает одну компанию от других, которые осуществляют деятельность в той же отрасли. Культура даёт возможность уточнить полномочия и объяснить, почему тот и ли иной человек имеет те или иные полномочия.

Что же заставляет предприятия изменяться и менять привычные устои, а ведь внедрение методологии управления проектами связано с изменениями в двойне?

Во-первых, это желание:
– изменить организационную культуру – изменение ценностей и культуры каждого отдельно взятого сотрудника, ориентация на результат;
– изменить отношения к ответственности каждого сотрудника за результаты своей работы и результаты компании в целом;
– сделать процесс и результаты своей работы понятными, прозрачными и доступными для измерения;
– осуществить изменения при работе с информацией (сбор, накопление, передача; создание; хранение);
– владеть ситуацией в целом.

Во-вторых, изменение менеджмента влечёт за собой постоянно возрастающую потребность внедрения изменений в компании. И первый и второй моменты тесно связаны между собой: они и зависят друг от друга и взаимодополняют друг друга.


Список литературы

  1. Беликова И. П. Организационная культура: учебное пособие. – Ставрополь: Аргус, 2013. – 110 с.
  2. Идрисов Ш.А. Менеджмент: учебное пособие / Идрисов Ш. А. – 5-е доп., перераб. изд. – Махачкала: Формат, 2015. — 258 с.
  3. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления // Армия и общество. – 2009. – №2. – С. 1.
  4. Спивак В. А. Организационное поведение: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 208 с.
  5. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Инфра-М, 2011. – 150 с.