УДК 37

ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№23,

Педагогические науки

Велиева Сона Акиф кызы


Ключевые слова: УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; ПАМЯТЬ; ЗАПОМИНАНИЕ; LEARNING MATERIAL; MEMORY; MEMORIZATION.


Аннотация: В данной статье рассмотрено эффективное усвоение учебного материала и его уровни.

Эффективность усвоения учебного материала напрямую зависит от такого психического процесса как память. Она представляет собой комплекс познавательных способностей и высших психических функций, с помощью которых можно запечатлеть события, навыки, знания и воспроизвести их [1]. Степень запоминания человеком напрямую связана с его заинтересованностью. То есть, чем больше человек заинтересован во время получения каких-либо знаний или навыков, тем больше он их запомнит и сможет воспроизвести.

Существует пять уровней усвоения учебного материала.

Уровень понимания. На данном уровне учащийся способен только воспринимать поступающую ему информацию. То есть его навыков и знаний достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Данный уровень является подготовкой учащегося к усвоению информации.

Уровень опознания. На данном уровне учащийся выделает информацию, которую ему нужно усвоить. То есть среди всей поступающей информации, учащийся выделает лишь ту, которая является для него новой и на которой необходимо сосредоточиться.

Уровень воспроизведения. Данный уровень является очень обширным и включает в себя несколько подуровней. Учащийся несколько раз воспроизводит полученную информацию. Сначала он воспроизводит ее точную копию. При каждом последующем повторении воспроизведения учащийся должен использовать полученную информацию в различных условиях, чтобы охватить в процессе обучения все стороны объекта. Таким образом происходит всестороннее усвоение изучаемого объекта.

Уровень применения. Он во многом схож с предыдущим уровнем воспроизведения, но имеет некоторое отличие. Как только учащийся изучил все свойства объекта и алгоритмы его применения, он должен выбрать оптимальный алгоритм для определенной ситуации. Кроме того, учащийся может самостоятельно создавать неординарные ситуации с целью поиска для нее наилучшего алгоритма.

Творческий уровень. На данной уровне владения материалом учащийся способен создавать объективно новую информацию об изучаемом объекте [2].

Итак, зная о том, как происходит усвоение полученной информации, можно разработать стратегию проведения урока, при которой эта информация будет лучше всего запоминаться учащимися.

В первую очередь нужно задействовать уровень понимания, так как он является отправной точкой. Необходимо не только подобрать материал, который учащиеся смогут воспринять, но также он должен быть интересно преподнесен.

Как только учащиеся включились в процесс обучения и начали воспринимать поступающую информацию, наступает второй этап. В этот момент происходит само обучение – запоминание новой информации. В нем главное доносить информацию понятно и размеренно. Если учащийся не сможет состыковать новую информацию с уже усвоенной, то ему станет не интересно и процесс обучения сорвется. Правильно преподнести информацию – это очень важный навык, от которого во многом зависит процесс обучения.

Как только информация была получена, наступает третий этап – усвоение. Нужно переместить информацию из кратковременной в долговременную память. Для этого нужно чтобы информация прошла через уровни воспроизведения, применения и дошла до творческого. Как только это произойдет, можно говорить о том, что учащийся полностью усвоил полученный материал.

Итого, для эффективного усвоения информации учащимися, преподаватель должен обладать двумя важными навыками: умением подготовить информацию и умением ее преподнести. Именно от них зависит то, насколько успешно учащиеся пройдут через все уровни познания.


Список литературы

  1. Память [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C. Дата обращения: 14.02.2020
  2. Уровень усвоения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/ito/modul_3/m3_2.htm. Дата обращения: 14.02.2020