УДК 37.022

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИСТАНЦИОННОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

№23,

Педагогические науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ; МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ; ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; DISTANCE EDUCATION; DISTANCE LEARNING; DISTANCE LEARNING METHODS; INTERNET TRAINING; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY; METHODOLOGICAL SUPPORT.


Аннотация: В работе описано дистанционное индивидуальное обучение в условиях современного образования, отражены проблемы внедрения дистанционного образования, показаны перспективы дистанционного образования для обучения студентов. Также описываются основные способы и приёмы формирования навыков дистанционного индивидуального обучения. Теоретическое обоснование таких приёмов, как чат-семинар, вебинар и других в педагогической деятельности позволяет шире применить современные интернет-технологи в образовательном процессе. В статье раскрываются положения формирования навыков индивидуального обучения, что важно в условиях дифференциации профессиональной и учебной деятельности. Всё увеличивающаяся специализация требует постоянного индивидуального соприкосновения с источником теоретических знаний и практического опыта.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что дистанционное обучение — это технология целенаправленного и методично организованного руководства учебно-познавательной деятельностью студентов, (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и студента при минимальном количестве обязательных занятий. Дистанционное образование — это одно из важнейших направлений в реформировании системы образования, которое дает человеку возможность получать помимо основного, еще и дополнительное образование. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере. Профессиональные знания стареют очень быстро и необходимо их постоянное совершенствование.

Изученность темы. Вопросы формирования навыков индивидуального обучения с помощью дистанционных методов, а также вопросы культуры обучения рассматривались в работах таких исследователей как Калинина А.И., Кириченко Ю.А., Колокольникова А.И., Кочеткова Н.А., Кошкина Е.Н., Макарычев П.П., Денисова И.Ю., Моисеенко С.И., Майстренко А.В., Положенцева И.В., Сидоренко А.Ф., Чечулина Н.А., Янкова Е.Н. и других.
Калинина А.И., Кириченко Ю.А., Колокольникова А.И. раскрывали теоретические аспекты использования дистанционного обучения, как части системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении. Всё это позволило в рамках данного исследования обосновать необходимость изучения дистанционного обучения.

Кочеткова Н.А. рассматривала дистанционные технологии и приёмы применительно к сетевым профильным сельским школам. Вовлечение сельских школьников в условиях малодоступности образовательных учреждений позволяет сельским школьникам обучаться без перерывов в образовательном процессе.

Кошкина Е.Н. делает Swot-анализ применения дистанционного обучения в России, что позволило оценить перспективы и определить стратегию развития дистанционного образования.

Макарычев П.П., Денисова И.Ю., Положенцева И.В., Моисеенко С.И., Майстренко А.В. занимались вопросами дистанционного обучения с позиции информационного подхода. Так, Макарычев П.П., Денисова И.Ю. предлагали рассмотреть нечёткую модель оценки знаний, умений, навыков в системе дистанционного обучения. Полежанцева И.В., Моисеенко С.И. и Майстренко А.В. раскрыли основные особенности информационного поля педагогического дискурса в системе дистанционного образования.

Сидоренко А.Ф., Чечулина Н.А., Янкова Е.Н. рассматривали проблему дистанционного образования через развитие познавательной самостоятельности учащихся посредством проверки их знаний, умений и навыков, предлагая использовать для этого технологии дистанционного обучения. В их работах рассматривались также организационно-образовательные условия самоподготовки с элементами дистанционных технологий и возможности реализации развития навыка самоконтроля на различных этапах дистанционного обучения.

Ilyin Aleksandr, Ibatova Aygul в своей работе «Orientation of the modern educational process on the concept of truth» опубликованной в журнале — National academy of managerial staff of culture and arts herald. — 2017. — Vol., Is.2. — P.184-187. – предлагают ориентировать современное дистанционное образование на концепцию истины, так как это позволит достаточно широко охватывать весь спектр путей и средств, ведущих к истине, т.е. в процесс дистанционного обучения можно будет вовлечь всех желающих, с их разными интересами, но всех их будет объединять стремление к истине.

Методы исследования. В данной статье использованы методы контент-анализа, позволяющие изучить соответствующую литературу по данной теме. Метод системно-структурного анализа основных современных терминов и понятий; метод систематизации полученных результатов; синергетический подход позволил рассмотреть формирование навыков индивидуального обучения через призму системности и самоорганизации деятельности индивидуума в рамках виртуальности.

Результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблематики формирования навыков дистанционного обучения. В статье даются основные теоретические рекомендации по применению в дистанционном обучении специфических для обывателя форм обучения, но уже широко используемых в современной школе. Использование современных методов обучения способствуют тому, что человек быстрее усваивает социальный опыт и лучше понимает свою роль в обществе.

Практическая применимость данной работы заключается в том, что её результаты могут применяться в дальнейшей разработке данной проблематики индивидуального обучения, а также в практическом использовании основных рекомендаций в дистанционном обучении.

Дистанционное образование — это новая форма образования для студентов и преподавателей, поэтому важно исследовать преимущества и недостатки этой системы и найти пути преодоления определенных проблем.

Есть и мнение противоположное общепринятой концепции, которое не совсем одобрительно по отношению к современным дистанционным технологиям — «Многие сегодня с грустью вспоминают о некоторых исчезнувших ныне научно-популярных и учебных программах. Однако несмотря на достижения учебного радио и телевидения, их роль как средств поддержания учебного процесса в системе формального образования как инструмент повышения квалификации работников оказалась весьма ограниченной. Передаваемая с их помощью информация оказалась таким же «информационным консервом», как традиционные книги и кинофильмы, как звуко- и видеозаписи. Практика показала, что традиционные средства массового вещания в лучшем случае способны уменьшить задержки, вызванные транспортировкой учебных материалов по каналам перемещения материальных ресурсов. «Живое общение» учителя и обучаемого с помощью средств массового вещания оказалось иллюзорным. Главные причины тому — низкая интерактивность, привязанность к сетке вещания, претензия «просветить миллионы» усилиями немногих интеллектуалов»[2; С. 182]. Однако в данной статье речь будет идти о положительной роли современных дистанционных ресурсов.

В отличие от других видов обучения — дистанционное реализуется средствами Интернет-технологий, видеоконференций, интерактивного телевидения, то интерактивными средствами. При дистанционном обучении также можно получить дополнительное образование [9]. Студенты при дистанционном обучении кроме образовательных задач могут выполнить достаточно быстро и другие задачи, например, поиск информации в системах телекоммуникации и связи; ее обработку; обобщение и анализ; умеют ориентироваться в незнакомой ситуации и совершенствуют свои знания. «Дистанционные курсы чаще всего направлены на формирование определенных знаний, навыков и умений, но об особенностях развития навыка самоконтроля чаще всего забывается, не обеспечивается его развитие на должном уровне, а для успешного обучения данный навык учащимся необходим. Поэтому возникает проблема формирования умений самоконтроля у учащихся в рамках дистанционного обучения. Развиваемый самоконтроль должен находиться на достаточно высоком уровне. Это связано, прежде всего, с тем, что при дистанционном обучении отсутствует контроль со стороны, что характерно для традиционного обучения, где учитель путем дополнительных вопросов может управлять деятельностью учащихся» [7; С. 248].

Выводы. Все дистанционные технологии позволяют определять вектор развития социальной, профессиональной и экономической сферы развития общества. Внедрение дистантности поможет улучшить контроль за каждым участником образовательного процесса. Человеку в условиях информационной агрессии не придётся испытывать страх одиночества и беспомощности, так как с ним всегда будет рядом наставник, коуч.


Список литературы

  1. Кошкина Е.Н. Swot-анализ применения дистанционного обучения в России // Вестник Международного института экономики и права. 2013. № 4 (13). С. 27-31.
  2. Макарычев П.П., Денисова И.Ю. Нечеткая модель оценки знаний, умений, навыков в системе дистанционного обучения // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2011. № 1-2. С. 198-202.
  3. Моисеенко С.И., Майстренко А.В. Практические навыки и дистанционное обучение // Образовательные технологии и общество. 2003. Т. 6. № 2. С. 111-116.
  4. Положенцева И.В. Информационное поле педагогического дискурса в системе дистанционного образования // Мир науки. 2015. № 4. С. 10.
  5. Сидоренко А.Ф. Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 27-30.
  6. Чечулина Н.А. Организационно-образовательные условия самоподготовки с элементами дистанционных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 3 (21). С. 92-99.
  7. Янкова Е.Н. Возможности реализации развития навыка самоконтроля на различных этапах дистанционного обучения // Актуальные вопросы современной науки. 2008. № 4-1. С. 247-252.
  8. Ilyin Aleksandr, Ibatova Aygul, Orientation of the modern educational process on the concept of truth//National academy of managerial staff of culture and arts herald. — 2017. — Vol., Is.2. — P.184-187.
  9. Закиева Р. Р. Дополнительное профессиональное образование // NovaUm, №18, 02.03.2019. Режим доступа — http://novaum.ru/public/p1261