УДК 37.022

ДИСТАНЦИОННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

№23,

Педагогические науки

Ильин Александр Геннадьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ЧАТ ЗАНЯТИЯ; ЧАТ-ШКОЛА; ЧАТ КАБИНЕТ; ВЕБ-ФОРУМ; ВЕБ-ЗАНЯТИЯ; ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ; ОН-ЛАЙН СЕМИНАР; БИЗНЕС; МЕНЕДЖМЕНТ; DISTANCE LEARNING; CHAT CLASSES; CHAT SCHOOL; CHAT ROOM; WEB FORUM; WEB CLASSES; TELECONFERENCE; ONLINE SEMINAR; BUSINESS; MANAGEMENT.


Аннотация: В данной статье освещаются важные вопросы дистанционного индивидуального обучения. Даётся краткая история становления дистанционного обучения и индивидуальные подходы к применимости данного вида обучения в современных условиях. Индивидуальный подход в дистанционном обучении позволяет расширить область применения различных образовательных дистанционных курсов посредством вовлечения творческих сил и интересов каждого участника того или иного дистанционного образовательного ресурса. Каждый слушатель дистанционного курса может задавать вопросы, исходя из собственных интересов и ранее полученных знаний, что заметно расширит дискуссионность и следовательно охват того или иного изучаемого курса.

Актуальность данной статьи заключается в том, что она раскрывает основные методы и приёмы дистанционного индивидуального обучения. В настоящее время весьма важным является поддерживать индивидуальные пути становления и дальнейшей социализации личности. Человек в современных условиях информационного изобилия нуждается в постоянной помощи опытных педагогов и наставников. Изменение требований социальной и профессиональной среды обуславливают постоянное присутствие в роли ученика. Однако, каждый человек по своему представляет свою роль в обществе и в профессиональной деятельности. Имея индивидуальные траектории и творческие особенности осмысления своей деятельности, человек при помощи электронных средств, он-лайн курсов и т.д., выбирает именно те занятия и задаёт именно те вопросы преподавателю, которые его интересуют больше всего. Разобравшись в данных вопросах, человеку проще становится адаптироваться к социальной и профессиональной среде.

Изученность темы. Тема дистанционного обучения нашла широкое отражение в научных дискуссиях, что показало не однозначность подходов к рассмотрению данного вопроса. Так, Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. рассматривают перспективы развития дистанционного обучения в целом и указывают на то, что данная методика обладает вполне реальным потенциалом в передаче знаний. К тому же этот метод сокращает временных затраты для получения новых знаний. Дистанционность, по их мнению, способствует большей мобильности слушателей тех или иных дистанционных курсов, что в итоге позволяет им получать новые знания не прерывая свои основные занятия.

Валюшина Н.М., Данильченко В.М., Девтерова З.Р. рассматривают вопросы организации и управления дистанционным обучением для повышения эффективности работников образования. Дистанционное обучение позволяет расширить область применения многих полученных знаний, посредством увеличения свобод и допущений в профессиональной деятельности. Работник вовлекается в большее число факторов профессиональной деятельности, что позволяет ему чувствовать уверенность и собственную значимость в трудовом процессе.

Ибатова А.З., Ильин А.Г. рассматривают дистанционное обучение как возможность использования массовых открытых он-лайн курсов. МООК, по их мнению, позволяют охватить более широкую аудиторию слушателей. Однако, эти авторы не рассматривают дистанционное обучение с позиций индивидуального подхода.

Матчин В.Т., Свечников С.В. предлагают использовать дистанционное обучение для проверки знаний студентов в ВУЗе. Предлагаемы в их работах методы использования веб-системы тестирования при проведении занятий, позволяют быстро определить индивидуальный уровень подготовленности студентов. Однако, их работы не полностью отражают принципы дистанционного индивидуального обучения.

Пашкина А.Г., Семенова И.Н., Маркелова Е.С., Смирнова Н.А. рассматривают возможности дистанционного обучения как средства индивидуальной работы учителя с учеником, а также основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья при дистанционном обучении. Что является важным теоретическим и практическим обоснованием применения данных методов в обучении людей с ограниченными возможностями. Однако в их работах не достаточно освящены вопросы обучения инвалидов в их приближении к обычным здоровым людям и соответствующей социализации, возможности быть на равных в определённых сферах деятельности.

Методы исследования. В данной статье использованы методы контент-анализа, позволяющие изучить соответствующую литературу по данной теме. Метод системно-структурного анализа основных современных терминов и понятий позволяет более точно разобраться в их применимости в рамках исследования. Метод систематизации полученных результатов позволил обобщить результаты исследования и сделать соответствующие выводы. Синергетический подход в данном исследовании позволил рассмотреть организацию индивидуального обучения через призму системности и самоорганизации деятельности индивидуума в рамках социальной и профессиональной деятельности.

Результаты исследования позволяют говорить о необходимости введения механизмов индивидуального подхода в обучении в дистанционных образовательных курсах. В статье даются основные теоретические рекомендации по применению в дистанционном обучении методик, позволяющих действовать педагогу на индивидуальное сознание каждого слушателя посредством технических возможностей и педагогических умений.

Практическая применимость данной работы заключается в том, что её результаты могут применяться в дальнейшей разработке данной проблематики индивидуального обучения, а также в практическом использовании основных рекомендаций в дистанционном обучении.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих элементов:
— Электронной почты, телевидения, радио, информационных коммуникационных сетей;
— Различных методов и средств обмена необходимой, в рамках учебного курса, информацией.

Среди использования интерактивного взаимодействия со студентами в виде информационных коммуникационных сетей массово выделяется среда интернет-пользователей. В начале 2000-х годов была начата разработка стандарта дистанционного интерактивного обучения, который предусматривает широкое применение интернет-технологий. Внедрение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. Есть разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению[4].

Дистанционное обучение предлагается наряду с очной, заочной формах обучения и вечерним экстернатом. «На современное общество и сферу деятельности всего человечества электронные ресурсы, опубликованные в портале сети Интернет, действуют всесторонне. Они довольно успешно вливаются в нашу жизнь. Более того благодаря гармоничному развитию открытых электронных ресурсов, получение образования стало намного проще и удобнее. Именно это развитие способствует повышению эффективности работы специалистов разных отраслей, экономистов, юристов, военных и врачей, инженеров, деятелей культуры и др.»[5].

Дистанционное обучение — это модернизированное заочное обучение, которое включает общения с преподавателем через Интернет. В процессе обучения у студента появляются учебные материалы, выполняются тесты и контрольные работы, которые отправляются преподавателю. Студент знает своего преподавателя и методиста, может задавать вопросы и получать ответы. Дистанционное обучение занимает важное место в модернизации современного образования[2].

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
— Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся одновременно, то есть участники имеют одновременный доступ к чату;
— Интернет-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы занятий, которые проходят с помощью телекоммуникаций и других возможностей Интернета. «Веб-система тестирования обладает возможностью определить порядок выполнения тестовых заданий как линейно, так и для произвольного выполнения, в нашем случае был определен вариант линейного выполнения теста» [4; С.60];
— Телеконференции проводятся, как правило, с учетом списков рассылки по электронной почте. Для учебных телеконференций характерно достижения образовательных задач.

Итак, дистанционное обучение — это демократическая, простая и свободная система обучения, которая активно используется в Европе для получения дополнительного образования. Студент постоянно выполняет практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. «Дистанционное обучение – совокупность технологий, которые позволяют обучаемым получить основной объем изучаемой информации, интерактивное общение обучаемых и преподавателей в ходе обучения, а так же позволение обучаемым вести самостоятельную работу не только для освоения изучаемого материала после занятия, а также в процессе самого обучения»[1; С.90]. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков происходит в процессе систематического изучения материала, прослушивание за лектором упражнений на аудио и видео носителях.


Список литературы

  1. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
  2. Валюшина Н.М. Организация и управление дистанционным обучением в системе повышения квалификации работников образования // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 10. С. 41-52.
  3. Данильченко В.М. Дистанционное обучение как средство развития индивидуального стиля деятельности // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 1. С. 66-84
  4. Девтерова З.Р Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.
  5. Ширмамедова З. Н. Открытые электронные образовательные ресурсы // №21, 22.10.2019. Режим доступам — http://novaum.ru/public/p1547