УДК 364.044.44

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

№23,

Социологические науки

Марышева Ирина Ивановна


Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ; ТЕАТР; АРТ-ТЕРАПИЯ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; DISABLED PEOPLE; THEATRE; ART THERAPY; PERCEPTION FEATURES; THEATRICAL PERFORMANCES.


Аннотация: В статье поднимается вопрос о раскрытии личностного и творческого потенциала людей с инвалидностью средствами театральных технологий. Рассмотрены личностные проблемы людей с инвалидностью, которые решаются посредством творчества.

Современные социальные условия предполагают поиск новых методов помощи людям, имеющим инвалидность. В реабилитации важным аспектом является своевременное оказание помощи в решении различного рода проблем, которые связаны со спецификой заболевания. Одним из эффективных средств в реабилитации и адаптации людей с инвалидностью является применение художественно-творческих технологий. [5]

Люди, имеющие инвалидность, нуждаются в создании особых условий, так как многие из таких людей социально изолированы в силу своего заболевания и имеют возможность общаться с другими людьми, помимо семьи, в пределах больницы или школы (если ребенок-инвалид).

В процессе художественного творчества людей с инвалидностью, решаются основные проблемы отношения к самому себе [1]:
1 Проблема целостного и позитивного представления о себе.
У людей, имеющих инвалидность, зачастую формируется негативно окрашенное представление о себе, оно может быть результатом фрустрации и социальной изолированности, уходом человека в себя.
Решение данной проблемы лежит в создании условий, при котором будет формироваться адекватная и позитивная оценка себя в процессе творческой деятельности.
2 Проблема эмоционально-целостного отношения к себе
При получении инвалидности, нарушается структура эмоционально-волевой сферы, человек затрудняется в проявлении эмоций. В процессе Арт-терапии происходит открытие подавляемых и скрытых чувств человека, это позволяет осуществлять эмоциональную разгрузку с последующим восстановлением позитивного отношения к себе.
3 Проблема социального «Я»
В силу психологических и/или физических проблем человека, важным является невербальное, творческое выражение своих чувств, мыслей, отношения к действительности. Процесс групповой творческой деятельности раскрывает потенциал человека с инвалидностью через восприятие других, самовыражения, преодоления чувства одиночества [1].
С помощью творчества человек, имеющий инвалидность учится устанавливать отношения с другими людьми, основанные на доброжелательности и взаимопомощи.
Например, говоря о детях-инвалидах, И.И. Мамайчук полагает, что сюжетно-ролевые игры содействуют развитию самооценки ребенка с инвалидностью, способствует формированию позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Для детей с инвалидностью рекомендуют проигрывание известных сказок, способность ребенка войти в роль – необходимое условие для коррекции эмоционального дискомфорта и негативных характерологических проявлений [3].
Театральные технологии способствуют расширению внутреннего ролевого потенциала человека с инвалидностью, за счет проживания жизненных ситуаций в процессе формирования эмпатии, которые происходят с помощью таких механизмов как: идентификация (соотношение себя с героем, с миром); обособление (осознание своей индивидуальности); самовосприятие (взгляд на свое «Я» через героя); рефлексия (осмысление своего творчества); децентрация (выход за пределы своего «Я»)
4 Проблемы самоактуализации. Социальная дезадаптация, наступающая с приобретением инвалидности в силу физических и психоэмоциональных особенностей человека, сужает пространство для самореализации, самоактуализации, театральное творчество помогает расширению данного пространства, путем обеспечения свободы творчества. Наглядный результат, создание определенного творческого продукта, — необходимое подтверждение пользы и значимости дела, для людей с инвалидностью [1].

Решение данных проблем – это развитие позитивного самовосприятия, развитие человека, как творческой личности, расширение пространства для самореализации. Поэтому, использование театральных технологий в реабилитации и адаптации людей с инвалидностью – важный фактор формирования личностного творческого потенциала людей, имеющих инвалидность.

Воспитательная работа, проходящая в рамках театральной педагогики, включает в себя следующие принципы [2]:
1 сотворчество всех возрастных категорий и типов инвалидности (например, создание декораций, костюмов, постановка представления);
2 сохранение и развитие индивидуальности участников процесса;
3 взаимопомощь в процессе групповой работы над постановкой.

Формы и виды театральной деятельности разнообразны, они позволяют развивать творческие способности всех участников. Основными видами театральной деятельности являются:
1 развитие сценической речи (дыхательные упражнения, артикуляция, голос, речевой слух);
2 актерское мастерство («упражнения для чувств», позволяющие регулировать эмоции, управлять ими и разбираться в них);
3 сценическая пластика (упражнения для координации движений, развиваются способности передавать внутренние прореживания через язык тела);
4 занятия по гриму (развитие мелкой моторики, художественного вкуса, проявление индивидуальности человека).

Таким образом, технологии театральной работы призваны решать ряд психосоциальных проблем человека с инвалидностью, принципы воспитательной работы позволяют освоить навыки общения и взаимодействия в социуме, различные виды и формы театральной деятельности способствуют успешному включению человека с инвалидностью в общество, поскольку развивают речь, пластику, учат понимать и управлять эмоциями, а также развивают мелкую моторику и художественный вкус.

Уникальность театральной деятельности состоит в ее способности интегрировать поведение человека, развивать рефлексивный тип поведения. Театр здесь решает частные проблемы развития, корректирует психические, двигательные функции, развивает речь. Использование различных форм театральной деятельности позволяет организовывать работу с людьми с инвалидностью более эффективно [4].

Достижениями театральной инклюзивной деятельности в реабилитации и интеграции людей с инвалидностью в общество являются: повышение опыта общения, формирования навыков коммуникации, соответственно, повышаются адаптационные способности человека. Опыт успешного взаимодействия с другими людьми в рамках театральной деятельности позволяет человеку с инвалидностью быть более активным и самостоятельным [2].

Театральная инклюзия – деятельность, сам процесс и его результаты которой являются интересными как для участников процесса, так и для исследователей. Инклюзивный театр – инновационная деятельность, здесь происходит реализация новых возможностей инклюзии – это эффективное средство интеграции людей с инвалидностью в социально-культурную среду.


Список литературы

  1. Красный, Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. М., 2006, 204 с.
  2. Кузнецова, С.В. Роль театральной деятельности в развитии процесса инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rol-teatralnoy-deyatelnosti-v-razvitii-processa-inklyuzii-2425341.html (дата обращения: 11.01.2020).
  3. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
  4. Фузейникова, И. Н. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. науч. статей / Ред. -сост. О. И. Радомская, /Под общей ред. Л. Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2009.
  5. Хрыпина, Л. П. Реабилитация инвалидов. – М.: Экзамен, 2006. – С. 125 – 129.