УДК 316.344.7

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ ИНВАЛИДА

№23,

Социологические науки

Полярская Александра Николаевна


Ключевые слова: ИНВАЛИД; СЕМЬЯ; ФУНКЦИИ СЕМЬИ; СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ; DISABLED PERSON; FAMILY; FAMILY FUNCTIONS; SOCIOLOGICAL PORTRAIT.


Аннотация: В данной статье отражены функции семьи инвалида, её особенности; стадии развития семьи и её роль в воспитании ребенка.

Любая семья может испытывать какие-либо трудности и проблемы. Статистика говорит, что независимо, когда родным ребенка сообщают о его инвалидности, известие об этом всегда является неожиданным, не соответствует ожиданиям. Появление в семье такого ребенка является случаем исключительным и невозможность ничего изменить порождает беспомощность. Такие случаи порождают за собой экстремальные психологические стрессы для каждого члена семьи и несут хронический характер, что находит отражение в некоторых особенностях жизненного цикла семьи инвалида [3].

Е. Холостова обозначает следующие периоды и их задачи в жизни семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями развития:
— рождение — выявление патологии у ребенка и информирование всех членов семьи, привыкание;
— школьный возраст – принятие решений семьи о том, как и каким образом организовать обучение ребенка с ограниченными возможностями, развития, привыкание к реакции сверстников, организация внешкольной деятельности;
— подростковый возраст — осознание хронической природы, обнаружение проблем, решение о будущей занятости ребенка;
— период «выпуска» — привыкание к продолжающейся семейной ответственности, решение о подходящем месте проживания, переживание ограниченности возможностей для социализации инвалида;
— постродительский период -переосмысление отношений между супругами (если ребенок был «выпущен» из семьи), и контакт со специалистами по месту проживания инвалида [4].

Стадии развития семьи со здоровыми детьми и семьи инвалида обычно не соответствуют друг другу. Семья инвалида затрачивает больше времени для достижения определенных этапов жизненного цикла, а бывает, что некоторые этапы и вовсе остаются недостижимыми. К примеру, ребенок с глубокой умственной отсталостью не может учиться в школе, поэтому вопрос приспособления семьи к требованиям школы не рассматривается. Выбор профессии и места работы также неактуален при особых заболеваниях. Зачастую инвалид не способен жить отдельно от своей семьи [3].

Жизненный цикл семьи очень тесно связан с изменениями её функций, структуры и других важнейших характеристик.

Функции семьи связаны с удовлетворением некоторых потребностей ее членов. Различают экономическую, духовную, досуговую, репродуктивную, воспитательную, хозяйственную, первичного социального контроля, социально-статусную, эмоциональную, сексуально-эротическую функции. Благодаря своим функциям семья учитывает потребности каждого члена, помогает достичь намеченных целей, самореализоваться. При нарушении функций семьи, некоторые потребности не будут удовлетворены и личные цели зачастую остаются невыполнимыми. Данные семьи именуют, дисфункциональными.

В семье инвалида, происходит изменение функций семьи, могут появиться новые, которых ранее не было, а часть функций убирается. К таким новым функциям относятся реабилитационная и абилитационная функции. В семьях инвалидов на передний план выходит функция воспитания и обучения. Ряд исследователей отмечают функцию обучения лишь одной из многих других [2].

Часто остаётся без внимания психологическое состояние родителей, их потребности и цели, что в итоге отражается на состоянии ребенка-инвалида, так как родителей уделяли время только лечению и обучению ребёнка. Необходимо понимать, насколько семья инвалида хотела бы выполнять роль учителя, готова ли она к такой роли [3].

Семье необходимо внимание на реализацию досуга и выполнение эмоциональной и социально-статусной функций. При рождении в семье ребенка-инвалида меняются жизненные устои, планы, цели. Так же появляется риск эмоционального дисбаланса в семье, решение проблем ограничивается временем и силами. Большая вероятность того, что функции семьи кардинально изменятся [2].

Различные факторы оказывают влияние на культурный стиль семьи. На взаимодействие с социальными учреждениями влияет такие культурно обусловленные представления, которые связаны с приспособлением семьи к особому ребенку.

При работе с семьей инвалида необходимо учитывать её взгляды, ценности и мировоззрение. Эти характеристики в и создают образ идеологического стиля семьи. Специалист должен знать, что думает каждый член семьи по поводу особенности одного из членов семьи. Если это ребенок инвалид, то считают ли родители инвалидность чада своей виной или же чистой случайностью. Эти взгляды могут повлиять на взаимоотношение со специалистами и отношение к лечению ребенка. Когда родители испытывают чувство вины за болезнь ребенка, способность справится с ней снижается в разы [2].

Также специалисту необходимо обратить внимание на структуру семейных ролей. Каждый член семьи должен выполнять роль, которая связана с представлениями общества. Например, мама должна выполнять традиционную для всех роль: быть хранительницей семейного очага и уюта, воспитывать и обучать детей, быть опорой для мужа, организовывать досуг семьи. Папа должен содержать семью, быть защитником от внешних угроз. Ребенок должен слушаться и уважать своих родителей, учиться, исполнять домашние обязанности. Таким образом, один из главных членов семьи выполняет сразу несколько функций. Главное, чтобы роль каждого из членов семьи соответствовала его возможностям [2].

В семье, где есть ребенок инвалид, часто исполнение обязанностей является непосильным трудом. Часто такая нагрузка падает на мать ребенка. С ребенком-инвалидом требуется больше заниматься, ему необходимо уделять больше времени на лечение. На осуществление других семейных ролей порой просто не остается времени. Отец, который выполняет роль добытчика, не всегда может справиться с ролью защитника, особенно если это касается стигматизации, которой подвергается семья с ребенком-инвалидом. Ребенок, имеющий серьезное заболевание, как правило, плохо справляется со своей ролью. Особенно это касается обучения. Неудовлетворенность выполнения своих семейных обязанностей рождает неуверенность в себе и семейной жизни [2,3].

«Центр социальных измерений «Фокус» провел исследование «Социальная карта семей, имеющих инвалидов». Исследование было проведено в виде опроса участников (инвалиды и родители), а также специалистов учреждений, которые работают с людьми, имеющими инвалидность. Данное исследование помогло создать социальный портрет инвалида. Результат был такой: под инвалидом представлялся человек в возрасте от 25 до 44 лет (либо инвалид, либо родитель ребенка-инвалида). Средств не хватает на удовлетворение обычных человеческих потребностей: хватает только на еду и одежду. Самый низкий уровень социального самочувствия наблюдается у слабовидящих и незрячих. Уровень удовлетворения обслуживания социальных организаций показал, что Центр занятости населения стал лучше в информировании о предоставляемых услугах. Статистика отдела социальной защиты населения показала, что в Северодвинске уровень инвалидизации равен 15256 человек, из них 454 человека – дети [1].


Список литературы

  1. В Северодвинске определили социальный портрет инвалида [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nb-forum.ru/news/v-severodvinske-opredelili-sotsialnyy-portret-invalida (дата обращения: 10.02.20).
  2. Дворянчикова И.А./ Семья и.net/soc-struktura/semja-invalida-v-socialnoj-strukture-obwestva.html (дата обращения нвалида в социальной структуре общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib: 10.02.20).
  3. Особенности жизненного цикла, функции и структуры семьи ребенка-инвалида [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/15060913/psihologiya/osobennosti_zhiznennogo_tsikla_funktsii_struktury_semi_rebenka-invalida (дата обращения: 10.02.20).
  4. Эффективные методики работы с семьями, воспитывающими «особого» ребёнка. «Мир, открытый для всех»: Методическое пособие / под ред. Т.М. Барсуковой, Т.В. Шининой , М.М. Павловой. – М., 2016. –140 с. (Серия.«Портфель специалиста по работе с семьей»).