УДК 316.344.7

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГА СЕМЬИ ИНВАЛИДА

№23,

Социологические науки

Полярская Александра Николаевна


Ключевые слова: ИНВАЛИД; СЕМЬЯ ИНВАЛИДА; КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DISABLED PERSON; DISABLED PERSON’S FAMILY; CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES.


Аннотация: Культурно-досуговая деятельность занимает не последнее место в развитии и социализации инвалида. К сожалению, существует много проблем с реализацией должного досуга семьи инвалида.

Во времена серьезных преобразований в российском обществе нужно также предпринимать меры по духовно-нравственному оздоровлению, а также поддерживать все слои населения в социально-экономическом аспекте. Отдельное место данный вопрос занимает для социально уязвимых категорий населения, в первую очередь, к ним относятся инвалиды. Образование условий для равных возможностей инвалидов, в контексте социальной политики, связано с обеспечением доступности различных форм культурной и досуговой деятельности, помимо образования и работы. Изучением одних из самых сложных вопросов досуга занимаются специалисты различных областей, таких как история, социология, искусствоведение, археология, антропология, этнография, каждая из которых исследует культуру досуга в своем направлении [1].

В отдельных исследованиях культурно-досуговая деятельность обычно изучается как часть свободного времени, затрачиваемого человеком на удовлетворение своих социальных потребностей, включая духовные и физические. Разнообразии досуговой деятельности весьма велико и пропорционально развито культурным интересам и потребностям личности в искусстве, творчестве, создании художественных произведений, театрализованных представлений и т.д. Культурно-досуговая деятельность — существенный ресурсов оптимизации социальной активности инвалидов, она способна простимулировать процесс социализации и самореализации личности. Отталкиваясь от этого, получается, что логичным и естественным результатом процесса реабилитации является интеграция лиц с ограниченными возможностями в социально-культурную среду, внедрение их в систему социокультурных отношений [4,5].

Семья – один из главных факторов социально-культурной адаптации, реабилитации и интеграции инвалида. Совместный досуг семьи в рамках особых социально-культурных программ располагает к решению многогранных воспитательно-коррекционных задач, помогает инвалидам вступать общаться с широким кругом, искоренять психологические трудности [2].

Исследования М.Н. Гусловой показали, что совместный досуг инвалидов с родными в первую очередь заключается в просмотре телепередач (62,5%), чтении литературы (25%), совместные походы в кино, театр и на природу бывают не регулярно у части семей (от 2,5% до 50%) [1,2].

Некоторые семьи, имеющие в составе инвалидов, практически не выходят из дома и предпочитают изолироваться от общества, в следствии чего, инвалиду трудно интегрироваться в социум, который, в свою очередь, враждебно встречает его, в то числе по вине родных инвалида. В наше время Российское общество все еще не научилось принимает инвалидов такими, какие они есть. Семье инвалида необходимо иметь большую выдержку, чтобы не изолироваться от общества, не скрывать инвалида от внешнего мира [2].

Однако зачастую семьи инвалидов нуждаются в психокоррекционной работе. У близких инвалида может быть чувство вины, мешающее им жить полноценной жизнью. А для инвалида очень важна хорошая психологическая атмосфера в доме [3].

Для большинства членов семьи инвалида (63%) является необходимым встречаться с похожими семьями. «Чувство брошенности и одиночество преследует родных инвалидов». Как один из вариантов данных встреч может быть совместное времяпрепровождение, экскурсии, походы, совместное посещение кино, музеев и т. д. [1].

Имеется несколько аспектов, связанных с проблемой рекреации инвалидов: формы рекреации связаны с культурной деятельностью (посещение театра, кино, музеев и т.д.). Все они используются в массовом масштабе, в том числе и инвалидами. Проблемой является недоступность и несоответствие данных культурных форм запросам лиц с ограниченными возможностями и социальной необходимостью, также формы рекреации для инвалидов ассоциируются в основном с мероприятиями развлекательного характера. Помимо этого, у людей с различными типами инвалидности имеются барьеры, которые мешают им участвовать в обычных развлечениях. Отсутствуют специфические для людей с инвалидностью адаптирующие и развивающие рекреационные формы. Именно поэтому должна быть квалифицированная разработка образовательных, спортивных и прочих программ и моделей, которые были бы специально предназначены для решения личностных проблем [1, 5].

При решении данных проблем тщательное внимание стоит уделить соотношению общекультурных и сегрегационных форм досуга инвалидов. Необходимой является разработка специальных программ социокультурной адаптации инвалидов, учитывая возможности культурно-досуговой деятельности, которая несет как интеграционный, так и изоляционный и сегрегационный характер [1, 5].


Список литературы

  1. Гудина Т.В. / Досуговое творчество детей-инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/dosugovoe-tvorchestvo-detey-invalidov (дата обращения: 20.02.20).
  2. Дворянчикова И.А./ Семья инвалида в социальной структуре общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-struktura/semja-invalida-v-socialnoj-strukture-obwestva.html (дата обращения: 20.02.20).
  3. Моздокова Ю. С.//Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/kult-prosvet/socialno-kulturnaja-reabilitacija-invalidov-i-ih-semej-v-processe-dosugovoj.html (дата обращения: 15.02.20).
  4. Особенности жизненного цикла, функции и структуры семьи ребенка-инвалида [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/15060913/psihologiya/osobennosti_zhiznennogo_tsikla_funktsii_struktury_semi_rebenka-invalida (дата обращения: 15.02.20).
  5. Творчество как способ интеграции инвалидов по зрению в общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kamerata.org/tvorchestvo-kak-sposob-integracii-invalidov-po-zreniyu-v-obshhestvo/ (дата обращения: 20.02.20).