УДК 364.044.44

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

№23,

Социологические науки

Марышева Ирина Ивановна


Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ; ТЕАТР; АРТ-ТЕРАПИЯ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; DISABLED PEOPLE; THEATRE; ART THERAPY; PERCEPTION FEATURES; THEATRICAL PERFORMANCES.


Аннотация: Современные социальные условия предполагают поиск новых методов помощи людям, имеющим инвалидность. В статье рассматривается вопрос о роли театрального искусства в социальной реабилитации людей с инвалидностью, также обращено внимание на тему доступности театральных представлений для зрителей с инвалидностью.

Интенсивное развитие направлений социальной работы, ставит вопрос о развитии новых методов и технологий помощи, которые способствовали бы наиболее полному охвату различных категорий населения. Больше внимания уделяется социальным услугам, созданию психологического комфорта человека и развитию его духовности. Особое предпочтение в направлении развития духовности отдают социально-культурной деятельности.

Реабилитация людей с инвалидностью в настоящее время стоит одной из важных задач социальной политики нашего государства. В социальной работе с различными категориями граждан широкое применение находят психотерапевтические тренинги и реабилитация творчеством, поэтому исследование особенностей восприятия театрализованных представлений людьми с различными типами инвалидности является актуальной темой для исследования.

В жизни людей, имеющих инвалидность, искусство играет важную роль: восприятие, создание художественных произведений, их изучение и созерцание, расширяют внутренний мир личности, а также дают возможность ощутить сопричастность к общечеловеческим ценностям. Иными словами, давая человеку с инвалидностью возможность реализовывать свой творческий потенциал, обрести профессию в том или ином виде искусства, государство решает важную задачу: социальную реабилитацию людей с инвалидностью. Благодаря искусству, жизнь человека-инвалида становится насыщенной и неотделимой от многообразия окружающего мира, а не замыкается в пределах узкого однообразного социума.

Говоря о роли искусства в решении проблем реабилитации, можно вспомнить примеры из жизни выдающихся музыкантов, художников и артистов, которые создали бессмертные произведения, несмотря на физические ограничения, например, великие композиторы: Иоганн Себастьян Бах, который начал терять зрение в 14 лет, Людвиг Ван Бетховен, потерявший слух в 28 лет, пианист Дмитрий Шостакович страдал атрофией мышц и плохим зрением, художник Борис Кустодиев был прикован к инвалидному креслу, выдающаяся оперная певица и актриса Мария Каллас была близорукой [3].

Современные социальные условия предполагают поиск новых методов помощи людям, имеющим инвалидность. В реабилитации важным аспектом является своевременное оказание помощи в решении различного рода проблем, которые связаны со спецификой заболевания. Одним из эффективных средств в реабилитации и адаптации людей с инвалидностью является применение художественно-творческих технологий [3].

Основной принцип применения данных технологий – искусство для участника, а не искусство для зрителя. В таких программах участники могут исполнять различные роли, включая роли организаторов, авторов собственных постановок.

Здесь речь ведется в первую очередь об инвалидности, полученной в сознательном возрасте. Большая часть психологических проблем людей с инвалидностью, как уже отмечалось ранее, связано с неожиданной десоциализацией, возникшей с получением инвалидности.

Театр для людей с инвалидностью является своеобразной формой работы с населением по его реабилитации средствами театрального искусства. Игровая стихия театра, его возможность объединения людей в одну команду, которая совместно добивается результатов, с его особой атмосферой, способствует возникновению чувства нужности в обществе, что для людей с инвалидностью очень важно [1].

Визуальное восприятие театрального искусства также является главным фактором социальной реабилитации. Во многих российских городах действует программа «Больничные клоуны», которая направлена на помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ребенок и родители заряжаются энергией, проявляют интерес к окружающему миру, происходит поддержание мотивации маленьких пациентов и их родителей на лечение и борьбу с болезнью [2].

Терапия творчеством, не только театральным, а в полном смысле этого слова, способствует освобождению скрытых возможностей и развитию творческого потенциала личности и становится основой в процессе реабилитации. Важно отметить, что при изучении инклюзивного потенциала искусства, необходимо обращать внимание не только на его прямое инструментальное применение с целью обеспечения инклюзии и реабилитации, но и на его художественное, творческое содержание.

На сегодняшний день существует множество различных методов арт-терапии, которая способствует реабилитации и интеграции человека с инвалидностью в общество. Одним из методов является терапия театром. Область участия человека с инвалидностью в театрализованных представлениях в качестве актёров хорошо изучена и практикуется практически повсеместно, однако слишком мало внимания уделено направлению – человек с инвалидностью как зритель.

Люди, с инвалидностью могут беспрепятственно посещать спектакли (согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», людям с инвалидностью должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур). Однако доступность должна проявляться не только в инфраструктуре, на проблему доступности необходимо смотреть шире, предоставляя людям с инвалидностью возможность посещать спектакли, адаптированные под их особенности восприятия.

Например, людям с нарушениями слуха или зрения в меньшей степени доступен театр, как по смысловой, так и по эмоциональной составляющей. Нарушение зрения влияет на точность восприятия объектов и предметов, люди с нарушением слуха испытывают трудности в понимании конкретных фраз, из-за данных особенностей восприятие любого материала значительно осложняется, особенно если это театрализованное представление, которое нужно видеть и слышать. Решением этих проблем является создание адаптированных театральных представлений, то есть представлений с наличием сурдоперевода и аудио-тактильного сопровождения.

Люди, использующие инвалидную коляску, в особенности если травма получена человеком в сознательном возрасте, могут испытывать чувство недоверия, они погружены в себя, могут быть нервно истощены, нарушена концентрация внимания. Поэтому адаптированные спектакли будут легкими и динамичными, в них будут отсутствовать трагические события, способные погрузить человека в тяжелую для него атмосферу.


Список литературы

  1. Ганьшина, Г.В. Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / Монахов П.А., Сивов С.А. // Наука и образование: проблемы и стратегии развития 2016 г. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25081215 (дата обращения: 10.06.2019)
  2. Карич, Й. Прикладной театр в образовании: инструмент социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Ковачевич Й., Радованович В. // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития 2012 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnoy-teatr-v-obrazovanii-instrument-sotsialnoy-inklyuzii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 10.06.2019).
  3. Якупов, А.Н. О социально-культурной реабилитации инвалидов в сфере искусства (история, современное состояние, перспективы) [Электронный ресурс] / Художественное образование и наука 2014 г. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22706681 (дата обращения: 10.06.2019 )