УДК 364.044.44

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

№23,

Социологические науки

Марышева Ирина Ивановна


Ключевые слова: ИНВАЛИДЫ; ТЕАТР; АРТ-ТЕРАПИЯ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ; ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; DISABLED PEOPLE; THEATRE; ART THERAPY; PERCEPTION FEATURES; THEATRICAL PERFORMANCES.


Аннотация: Театральная инклюзия — перспективная деятельность в реабилитации. Положительное воздействие театра на человека с инвалидностью, как активного участника процесса, бесспорно. В статье же, рассматривается человек с инвалидностью, как зритель.

Театральная инклюзия – достаточно перспективная деятельность. Сам процесс и его результаты являются интересными как для участников процесса, так и для исследователей. Инклюзивный театр –инновационная деятельность, здесь происходит реализация новых возможностей инклюзии – это эффективное средство интеграции людей с инвалидностью в социально-культурную среду.

Достижениями театральной инклюзивной деятельности в реабилитации и интеграции людей с инвалидностью в общество являются: повышение опыта общения, формирования навыков коммуникации, соответственно, повышаются адаптационные способности человека. Опыт успешного взаимодействия с другими людьми в рамках театральной деятельности позволяет человеку с инвалидностью быть более активным и самостоятельным [1].

Психотерапевтические методики реабилитации людей с инвалидностью средствами «активного» театрального творчества известны давно и достаточно разнообразны, например, привлечение людей с инвалидностью к творческой работе в театральных группах, психотерапевтические тренинги с использованием принципов театральной педагогики и т.д.

При всем многообразии методов «активного» театрального творчества для людей с инвалидностью, малоизученной остается вопрос влияния театра на человека-инвалида как зрителя, то есть «пассивная» составляющая реабилитации театром [3].

Причины, по которым пассивная театральная арт-терапия недооценена [2]:
1. Здесь следует поговорить о людях с нарушениями зрения и слуха, ведь в первую очередь для них театральное искусство недоступно в полном объеме, в то время как люди с инвалидностью, использующие инвалидную коляску, могут без ограничений посещать спектакли и получать положительное воздействие театра.
2. Анализируя исследования в русле данной проблематики, можно сделать вывод, что в России отсутствует четкая концепция социально-культурной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью в условиях театрального творчества.
3. Методами арт-терапии в совершенстве владеют в основном специалисты медицинского профиля, такие как психиатры, психотерапевты и психологи, которые работают соответственно только с определенными категориями пациентов, не затрагивая фундаментальных проблем людей с инвалидностью.

Во всех статьях, изучающих данную проблематику, отмечается, что для работы в искусстве лиц с инвалидностью или в искусстве для лиц с инвалидностью необходимо экспериментировать с чьим-либо собственным позиционированием, бороться со значениями, возникающими в точке, где участники (инвалиды и не инвалиды) встречаются для совместной работы. Необходимо подниматься над персональными эмоциями к совместной творческой работе, которая и должна являться «непосредственной актуальностью».

Интересен опыт Тюменского «Экспериментального шекспировского театра» в котором уже много дет работает многоцелевая программа «Социальный театр». В рамках этой программы специалистами разработаны по сути два новых жанра: сурдо-спектакль и аудио-тактильный спектакль. Эти жанры позволяют людям с разными физическими возможностями почти одинаково воспринимать представление. Положительный эффект от подобных постановок состоит из совокупности следующих факторов [2]:
— Социализирующая составляющая организации театрализованных представлений позволяет человеку с инвалидностью чувствовать себя полноценным участником общедоступного культурного пространства.
— Инновации в сфере экспериментальных постановок (сурдо-спектакли, аудио-тактильные спектакли), позволяют поставить обычного зрителя на место человека с инвалидностью, объединить в одном зале людей из разных социальных групп. Здесь, в полной мере раскрывается понятие «общедоступного театра».
— Полноценный положительный эффект от театра, то есть возвышение души через искусство, катарсис, не в полной мере доступен для людей с инвалидностью в привычном нам театре, так как обычные постановки не учитывают особенности восприятия таких людей, следовательно, люди не достигают требуемого от театра эмоционального воздействия. Поэтому продуманные до мелочей представления необходимо дополнять инновациями, которые позволят людям с нарушениями слуха, зрения, получать полный спектр эмоций от театрального воздействия.
— Понятная смысловая и эмоциональная составляющая адаптированных спектаклей, делает людей с инвалидностью полноправными зрителями, что благоприятно влияет на их самооценку.
— Создание адаптированных представлений показывает внимание к проблемам людей с инвалидностью. Это показывает, что люди, имеющие инвалидность, не останутся наедине со своими проблемами, что их воспримут и поймут, и будут воспринимать как полноправных членов общества, которые просто отличаются от большинства.

Театров, использующих подобную технологию организации спектаклей для людей, имеющих нарушение слуха или зрения, становится все больше. Опыт «общедоступных театров» показывает, что специалисты работают в направлении не создать из людей с инвалидностью особую группу, обособленную от общества, а группу, как часть этого общества, с помощью особых технологий.


Список литературы

  1. Кузнецова, С.В. Роль театральной деятельности в развитии процесса инклюзии [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/rol-teatralnoy-deyatelnosti-v-razvitii-processa-inklyuzii-2425341.html (дата обращения: 11.01.2019).
  2. Литвиненко, Ю. С. Спектакли для незрячих как инновационная форма социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / Ученые записки (алтайская государственная академия культуры и искусств) 2018 г. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367270 , свободный (дата обращения : 10.06.2019)
  3. Шеманов, А. Ю. Творческая деятельность и инклюзия [Электронный ресурс] / Востров И. М., Егорова В. А. // Современная зарубежная психология 2014 г. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20616588, свободный (дата обращения : 10.06.2019)