УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№23,

Педагогические науки

Ахметова Айсылу Радиковна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; МЫШЛЕНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; MATHEMATICAL PRESENTATION; DIDACTIC GAMES; TEACHING EXERCISES; THINKING; PRE-SCHOOL AGE.


Аннотация: В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.

Развитие мышления, познавательного интереса у детей является одной из неотъемлемых задач по формированию разносторонне развитой личности ребёнка. И значительную в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Уже в дошкольном возрасте дети могут и должны познавать окружающий мир, постигать причинно-следственные связи, узнавать соотношения между различными объектами окружающего мира — величине, количестве, форме и т. п. Именно эти знания являются предпосылками дальнейшего обучения азам математики. ФГОС ДО в пункте 2.6. указаны эти задачи: формирование познавательных навыков и становление сознания, формирование первичных знаний о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Эти задачи отражают элементарные математические представления о мире, с которыми необходимо познакомить детей в дошкольном возрасте. Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важнейшей задачей, которая не только позволяет познакомить дошкольника с основными понятиями, лежащими в основе математического мышления. Это также включает в себя развитие познавательного интереса к окружающему, формирование математических умений и навыков. Так как основной деятельностью в данном возрастном периоде детства является по заключениям таких известных психологов, как Выготский Л. С., Эльконин Д., Запорожец А. Н. и другие, игровая, то знакомство с математикой в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме.

Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Как же совместить игру и обучение? На помощь приходят дидактические игры и упражнения, которые в игровой форме (через интересный сюжет и правила игры) позволяют познакомить детей с начальными математическими представлениями. Анализ литературы. В разное время проблемами формирования математических понятий, развития способностей, причинного мышления, сенсорного воспитания, психологии игры, проблемами обучения в дошкольных учреждениях занимались такие видные деятели, как: E. H. Водовозова, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А Н. Леонтьев, Д Б. Эльконин, A. B. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Комарова и другие. Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки детей дошкольного возраста внесли Е. И. Тихеева, A. M. Леушина, A. A. Столяр и многие другие педагоги, методисты и исследователи.

Изложение основного материала. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно включать в себя как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно — пространственное и слуховое восприятие. В этом могут помочь дидактические игры и упражнения. Что же они из себя представляют? Существует несколько определений дидактической игры. Во-первых, это метод обучения, выступающий для решения обучающих задач. Во-вторых, это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, процессов и явлений. В — третьих, это учебная деятельность обучающихся в различных формах (индивидуальной, групповой, парной и коллективной), включающая состязание и самодеятельность в усвоении программных знаний, умений и навыков в процессе игрового общения.

Исходя из этих определений можно сделать вывод, что дидактическая игра является активной учебной деятельность, которая предназначена для реализации поставленных задач через усвоение знаний, умений и навыков в игровой форме. Применительно к формированию математических представлений дидактическая игра как нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий через игру: ведь увлекаясь дети не замечают, что учатся и постигают сложные для них математические понятия. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий и преодоления трудностей. При этом в дидактической игре ставится комплекс задач, которые необходимо формировать и развивать. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы: – знакомство с числами и цифрами; – на ориентирование в пространстве; – знакомство с геометрическими фигурами; – знакомство с представлением о времени; – развитие логического мышления. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

Игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в них дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов относительно себя и относительно другого предмета (или человека). В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения. В игре «Живая неделя». Дети закрепляют дни недели и их последовательность.

Такие же игры можно проводить для закрепления частей суток, времён года, последовательности месяцев. Для этого можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Логическое мышление развивается в различных областях. При этом параллельно идёт развитие других психических процессов — памяти, речи, внимания и т. д. Приведём некоторые из игр, которые помогают в этом. В игре «Чем похожи и чем отличаются?» вместе с логическим мышлением происходит развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. Взрослый предлагает детям найти сходство и различие между предложенными изображенными предметами. Ребёнок не просто находит сходства и отличия, но и аргументирует их. Также можно привести в пример развития словесно — логического мышления такие игры, как: «Продолжи ряд», «Найди пару» и многие другие. При этом предметные и словесные дидактические игры обычно используются непосредственно в образовательной деятельности, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам во время самостоятельной деятельности. В отличие от игры дидактические упражнения заключают в себе выполнение только одной задачи или действия, которые необходимо закрепить с детьми. Дидактическое упражнение может быть частью дидактической игры. Например, дидактическое упражнение «Выложи фигуру из счётных палочек» может быть частью дидактической игры «Выложи изображение», где используются другие элементы, имеется правило и т. д. Дидактическое упражнение «Сколько?» имеет целью закреплять количественный счёт и быть частью большинства дидактических игр по соотношению чисел и цифр. Другое упражнение «Который по порядку?» имеет целью закрепление порядкового счёта является частью дидактических игр Живая неделя», «Живые числа», «Двенадцать месяцев» и другие, где закрепляется знание и последовательность дней недели, чисел, месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений — это своеобразный необходимым «перевалочный пункт» между познавательной и игровой деятельностью, который помогает детям дошкольного возраста усваивать основы математики.


Список литературы

  1. https://moluch.ru/archive/275/62395/