РАННИЕ СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

№6,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; КУЛЬТУРА; РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК; ENVIRONMENTAL CULTURE; ENVIRONMENT; CULTURE; RUSSIAN PEOPLE.


Аннотация: Статья посвящена развитию экологической культуры в России 18-19 вв.

Современная экологическая культура россиян, равно, как и представителей любой иной этносоциальной общности, уходит корнями в предыдущие эпохи её истории. Без исследования этих ранних стадий невозможно понимание современного состояния отношений общества и природы. Формирование экологической культуры русского человека начиналось с обыденной культуры природопользования, представлявшей собой целый комплекс бытовых предписаний, передававшихся из поколения в поколение и направленных, прежде всего, на регламентацию различных приёмов хозяйственной деятельности. В отличие от Западной Европы и атлантического побережья Америки, Россия лежит в глубине Евразийского континента, за пределами влияния Гольфстрима, что обусловливает резко континентальный климат на большей части ее территории. Даже в пределах относительно благоприятной по природно-климатическим условиям территории южных княжеств домонгольской Руси, условия эти выступали в качестве не столько в качестве союзника земледельца, сколько в качестве его противника. По мере продвижения русского человека на северо-восток Европы, за Урал и в Сибирь, экстремальный характер природных условий становился все более ощутимым. Естественным результатом этого стала относительно низкая, по сравнению с Западной Европой, плотность населения. В середине четырнадцатого века, по данным INSEE, население Франции составляло свыше 20 млн. человек (до эпидемии «чёрной смерти») [1], население Руси, при значительно большей территории – около 4,5 млн. человек [2], при этом, по данным С.А. Нефедова, Московская Русь уже испытывала социально-экологический кризис, вызванный перенаселением. Низкая плотность населения препятствовала распространению новых сельскохозяйственных культур, способствовала стабилизации обыденных экологических знаний, затрудняла обновление навыков природопользования. Как показывают исследования Дж. Даймонда, границы природно-климатических зон нередко оказываются непреодолимыми препятствиями на пути распространения сельскохозяйственных технологий [3]. В случае нашей страны это правило в значительной степени нивелировалось наличием крупных речных систем меридиональной ориентации, по бассейнам которых пшеница, гречиха и другие растения проникали вплоть до владений Великого Новгорода. Однако тем не менее географический барьер оказался непреодолимым (и остаётся таковым до сих пор) для целого ряда культур. При этом не смогли его пройти именно те культуры (виноград, оливковое дерево, шелковица и т.д.), которые требуют наиболее сложной техники земледелия и наибольшей степени развития обыденных экологических знаний. Европейцы уже в шестнадцатом веке оказались вынуждены осваивать отдельные элементы интенсивного земледелия (осушение болотистых местностей побережья Средиземного моря, введение в севообороты новых культур и т.д.)[4]. В то же время в России экстенсивный способ ведения сельского хозяйства оставался главенствующим вплоть до первой половины – середины двадцатого века, способствуя становлению утилитарно — потребительского экологического сознания.

Другой важной предпосылкой формирования экологической культуры русского человека можно считать деятельность государства в области экологического воспитания населения через принятие законодательных мер по защите сперва отдельных элементов природной среды, а затем и целых экосистем. Вплоть до начала восемнадцатого века природоохранные меры правительства в целом были аналогичны подобным же мерам, принимавшимся, в частности, в Англии 11-15 столетий. Это были действия, направленные преимущественно на сохранение ценных охотничьих угодий. Первые мероприятия по формированию экологической культуры, предпринимавшиеся на государственном уровне, можно отнести к эпохе Петра Великого. Эти мероприятия носили, прежде всего, утилитарно-административный характер. Их основной целью было, во-первых, сохранение благоприятных условий для работы государственных оборонных предприятий, во-вторых – сбережение ценных природных ресурсов, таких, как леса, пригодные для строительства кораблей. Конечно, применительно к восемнадцатому – девятнадцатому векам невозможно говорить о существовании развитой экологической культуры, однако именно в это время закладываются предпосылки ее становления. Вместе с тем, эффективность государственной политики экологического воспитания значительно снижалась несогласованностью и разрозненностью составлявших ее мероприятий, что, в свою очередь, определялось отсутствием необходимой теоретической базы для проведения целенаправленной экологической политики. Существенное влияние на эффективность политических мероприятий оказывало отсутствие понимания необходимости специальной охраны окружающей среды, общее для всех государств той эпохи.

Среди предпосылок формирования экологической культуры русского человека следует также отметить развитие эстетического восприятия природы, неотделимое от истории российского искусства. Если в восемнадцатом веке природа в литературе предстаёт лишь как фон для развёртывания пасторальных сюжетов, а в живописи – как фон для жанровых сцен, то уже в первой половине следующего столетия ситуация резко изменяется. Природа становится самостоятельной художественной ценностью. Наиболее ярко это проявляется в творчестве А.С. Пушкина и последующих поколений русских писателей. В живописи осознание эстетической ценности природы нашло выражение в появлении пейзажа в качестве самостоятельного художественного жанра. Особо важное значение для формирования экологической культуры имела появляющаяся в искусстве тема любви к природе, блестяще представленная в творчестве Тютчева и Фета.

Все вышеперечисленные факторы способствовали созданию благоприятных условий для начальной стадии формирования экологической культуры, составляющей второй из выделенных нами этапов. На этом этапе происходит осознание необходимости целенаправленной работы по сохранению окружающей природной среды в интересах ныне живущих и последующих поколений людей. Для него характерны, с одной стороны, развитие представлений о взаимосвязи общества и природы, с другой – отсутствие понятия экологической культуры как необходимой части культуры общества. Знаковым моментом, свидетельствующим о начале новой стадии формирования экологической культуры русского человека можно считать доклад профессора Кожевникова на Юбилейном акклиматизационном съезде 1908 года. Этот доклад, ставший, по мнению А. Горяшко, «библией отечественных заповедников» [5], отображал прежде всего, понимание необходимости эталонных участков природы для дальнейшего развития биологических наук, однако уже в процессе реализации его положений встал вопрос и о значении заповедных территорий в деле защиты природы. Ещё до революции появляется целый ряд организаций, деятельность которых была направлена на защиту окружающей среды. Из них наиболее известна Постоянная природоохранительная комиссия при Императорском Русском географическом обществе, прославившаяся содействием учреждению первых в стране заповедников. Именно с заповедниками связаны первые законодательные акты России, направленные уже не на регламентацию пользования отдельными природными ресурсами или на оздоровление социально-экологических и гигиенических условий, но на охрану природы в целом. Уже после революции благодаря активной поддержке целого ряда представителей научного сообщества получает широкое распространение идея охраны природы как одного из направлений внутренней политики государства.


Список литературы

  1. Institut national de la statistique et des etudes economiques [Электронный ресурс]// URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_ id=nattef02133&id=23 (Дата обращения: 07.03.2017).
  2. Нефедов С.А. Новая интерпретация истории монгольской Руси [Электронный ресурс]// Институт истории и археологии УрО РАН. Сергей Нефедов: Всемирная история. URL: http://hist1.narod.ru/Science /Russia/Mongol1.htm (дата обращения: 27.02.2017).
  3. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ [Текст] / Джаред Даймонд; пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. –с. 269 -367.
  4. Марк Блок. Характерные черты французской аграрной истории. [Текст] / Блок М. Пер. с фр. И.И. Фроловой, редакция и предисловие проф. А.Д. Люблинской. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С. 57-60.
  5. Горяшко А. История российских заповедников. [Электронный ресурс]/ Горяшко А. // Журнал «Биология». URL: http://bio.1september.ru/2000/40/1.htm (дата обращения: 25.02.2017).