УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЁЙ

№23,

Педагогические науки

Гумерова Резеда Ринатовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; РОДИТЕЛИ; СЕМЬЯ; НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ; INTERACTION; PRESCHOOL CHILDREN; PARENTS; FAMILY; NON-TRADITIONAL FORMS OF INTERACTION.


Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм. Дана характеристика понятию «взаимодействие», охарактеризованы некоторые формы работы, используемые в практической деятельности, выделены преимущества нетрадиционных форм взаимодействия.

В современном российском обществе происходят перемены во всех сферах жизни. Не обошли перемены стороной и систему дошкольного образования, к которой в настоящее время предъявляются новые требования в плане качества построения взаимодействия с семьями воспитанников. Семья – это социальный институт, который определяет развитие ребенка и обеспечивает его психологическую и эмоциональную защищенность. В семье ребенок усваивает модель внутрисемейных отношений, которую воспроизведет в будущем, поэтому от педагогической компетентности родителей зависит успешность и результативность воспитания детей. Важность семейного воспитания закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым именно родители закладывают основы личностного развития ребенка и несут за это ответственность.

Ведущими положениями ФГОС дошкольного образования, характеризующими взаимодействие ДОУ и семьи, являются оказание психолого-педагогической поддержки семьи, повышение педагогической и психологической компетентности родителей, содействие охране и укреплению здоровья дошкольников. Для реализации данных положений необходимо создание условий для участия семьи в образовательной деятельности ДОУ, поддержки семьи в воспитании детей, по охране и укреплению их здоровья. Кроме того, взаимодействие с семьями должно строиться дифференцированно, с учетом социального статуса, семейного микроклимата и заинтересованности родителей в результатах воспитания. Сегодня воспитательный потенциал семьи в значительной мере утрачен: снижается уровень психолого-педагогической культуры родителей, возрастает их занятость, социальная пассивность и апатия, поэтому актуальной становится задача, связанная с созданием единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение», основанного на включении семьи как активного субъекта и полноправного участника образовательных отношений в деятельность дошкольного учреждения. От совместной работы выигрывают обе стороны педагогического процесса. Родители, принимая активное участие в жизни детей, лучше понимают их и выстраивают отношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, больше узнают об особенностях ребенка, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения; дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя свободнее, комфортнее, увереннее.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей, и ни один из институтов общественного воспитания не может сравниться с ней. Семья обеспечивает первичную социализацию и помогает стать ребенку социально компетентным человеком, создает уникальную атмосферу близости, любви и эмоциональной насыщенности отношений, тем самым обеспечивая важнейшее условие гармоничного, полноценного эмоционально-психического развития. В условиях вариативности дошкольного образования и реализации ФГОС стали значимыми образовательные запросы семьи. Сегодня семья выступает как социальный заказчик и полноправный участник образовательных отношений. Существенное место в решении поставленных задач может быть отведено нетрадиционным формам взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста, основанным на сотрудничестве педагогов и родителей. Происходящие изменения в системе дошкольного образования повышают интерес педагогов к использованию нетрадиционных форм взаимодействия. Такое взаимодействие необходимо, так как оно позволяет реализовать воспитательную функцию семьи и дошкольного образовательного учреждения, обеспечить контакт и взаимопонимание между двумя институтами – институтом образования и институтом семьи, решить задачи воспитания и развития детей в соответствии с нормативными документами и государственной политикой в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста. В таких условиях дошкольное учреждение выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его участия в жизни ребенка в детском саду. Фасилитация обеспечивает эффективное взаимодействие в воспитательно-образовательном процессе, помогает преодолевать коммуникативные барьеры. К функциям фасилитации можно отнести стимулирование и актуализацию, инициирование и воодушевление, помощь и поддержку. Задача фасилитации – решение конкретных вопросов, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей – это целенаправленный процесс сотрудничества, обеспечивающий психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей. Целью взаимодействия дошкольного учреждения с семьей следует считать установление партнерских связей между семьей и дошкольным учреждением и включение семьи в жизнедеятельность дошкольного учреждения. Взаимодействие дошкольного учреждения и семей воспитанников реализуется в ряде направлений:
1. Изучение семьи и условий воспитания детей в семье: знакомство с семьей, стилем семейного воспитания, особенностями детско-родительский отношений, ценностями семьи и др.
2. Определение форм, методов и приемов работы дошкольного учреждения с семьей, применение их в процессе взаимодействия.
3. Определение содержания работы по педагогическому просвещению родителей.
4. Повышение активности родителей во взаимодействии с дошкольным учреждением.
5. Составление рекомендаций для педагогов по организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [5].

При организации процесса взаимодействия с родителями следует придерживаться следующих правил:
1. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должны лежать действия и мероприятия, направленные на повышение и укрепление авторитета родителей.
2. Опора на положительные качества ребенка, сильные стороны семейного воспитания и ориентация на успешное развитие личности ребенка.
3. Недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи призваны побудить родителей к осознанному активному участию в процессе совместного образования и воспитания детей. Задачи, решаемые с помощью нетрадиционных форм взаимодействия, связаны с обеспечением условий саморазвития родителей, становления их социально-педагогической культуры с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Стержнем таких форм работы является активное обсуждение проблем воспитания и аргументация собственных подходов к решению воспитательных проблем. К числу нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста можно отнести семейный клуб, мастер-класс, создание сайта, детско-родительский проект, выставки, КВН, день семьи и другие.

Семейный клуб – это неформальное объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания, расширения социальных контактов, действующее на добровольных началах, организуемое группой энтузиастов из числа педагогов и родителей. Работа семейного клуба направлена на установление партнерских отношений между воспитателями и родителями и может быть организована как круглый стол, групповая дискуссия, тренинг, практикум по решению педагогических ситуаций, видеокоррекция. Одной из разновидностей является дистанционный семейный клуб в социальных сетях.

Мастер-класс, по мнению О. И. Солянниковой, позволяет решать задачи, определяемые ФГОС дошкольного образования, предполагающие активное вовлечение родителей в образовательную деятельность и совместное решение актуальных задач. Подготовка мастер-класса предполагает проведение предварительной работы, состоящей в изучении мнения родителей на основе анкетирования и личных бесед, что позволит методически грамотно выстроить работу. Рекомендуется определить цель и задачи мастер-класса, разработать план проведения мероприятия, конкретизировать характер участия в нём родителей, продумать организацию фотофиксации процесса, результатов мастер-класса и подведения итогов. Важными условиями проведения мастер-класса являются учет индивидуального подхода к семьям и сотрудничество как возможность предложения родителям новых подходов к взаимодействию с ребенком.

Создание сайта дошкольного образовательного учреждения является одной из современных интерактивных форм взаимодействия, которая обеспечивает информационную открытость учреждения, позволяя родителям принимать участие в жизни детского сада при помощи дистанционного общения и интерактивного взаимодействия. В современных условиях сайт дошкольного образовательного учреждения – это важный элемент информационной политики учреждения, способ решения образовательных задач, позволяющий формировать информационную компетентность родителей. В режиме реального времени родители могут принимать участие в мониторинге достижений детей, получать информацию о направлениях работы детского сада, дистанционно выступая участниками образовательного процесса [9]. Такая оперативность дистанционного взаимодействия влияет на результативность воспитательно-образовательного процесса и является еще одной возможностью взаимодействия на расстоянии, не теряя обратной связи. Вариантом интерактивного взаимодействия может стать сетевое взаимодействие: обсуждение в блоге, на форуме.

Заслуживают внимания детско-родительские проекты, которые являются разновидностью проектной деятельности. Проектная деятельность – это деятельность целевая, обязательным условием которой является достижение логического завершения и получение конкретного результата выполняемой деятельности. Она представляет собой форму обеспечения познавательной, исследовательской, творческой деятельности, предусматривающей сотрудничество детей и взрослых. О. В. Макарова считает, что проектная деятельность – это продукт сотрудничества и сотворчества педагогов, детей и родителей. Тема, форма и план выполнения проекта должны разрабатываться совместно сторонами взаимодействия. При создании продукта в результате проектной деятельности стороны взаимодействия тесно работают вместе, укрепляя связи в системе «педагоги – родители – ребёнок». Детско-родительские проекты, с одной стороны, ориентированы на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, а с другой стороны, позволяют понять и почувствовать ребенка. В процессе разработки проекта ребенок начинает понимать, что он является частью социума, окружающего пространства, рядом с ним живут люди, у которых есть свое собственное видение действительности и собственные взгляды на мир. Детско-родительские проекты способствуют расширению кругозора как взрослых, так и детей, наполняют творческой энергией, способствуют развитию творческого воображения и гармонизации детско-родительских отношений [10].

Детско-родительские проекты выступают формой гармонизации социального пространства, в котором находятся дети, и способствуют интеграции усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи. Проектная деятельность в дошкольном учреждении носит ярко выраженную окраску, становясь одним из немногих социально значимых действий, которые доступны детям дошкольного возраста [11]. В процессе работы над проектом педагоги, дети, родители образуют своеобразное детско-взрослое сообщество, в котором реализуется партнерская позиция взрослого, которая выражается в желании и готовности принять участие в проекте. К разработке и реализации детско-родительских проектов предъявляется ряд требований:
— наличие значимой для детей проблемы, задачи в творческом и исследовательском плане;
— практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
— самостоятельная деятельность детей при разработке и реализации проекта;
— использование исследовательских методов при разработке проекта;
— структурирование содержательной части проекта.

Для реализации детско-родительских проектов следует создать ряд педагогических условий, к числу которых относятся:
— предварительная подготовка педагога, согласование с родителями и детьми темы предстоящего проекта;
— поэтапность реализации детско-родительского проекта;
— организация консультационной работы с родителями как условие достижения оптимальных результатов проектной деятельности;
— направленность взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в форме реализации проектов на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Актуальной формой взаимодействия являются выставки, которые представляют итог совместной деятельности детей и взрослых, наглядно демонстрируя возможности участников. Выставки можно классифицировать на информационные, познавательные, творческие, выставки-ярмарки, выставки-отчеты. Они оформляются в музее, изостудии, холле, в помещении группы. Заранее изготавливается эскиз будущей выставки, желательно с участием родителей, создавая дополнительные условия для продуктивного общения, обмена опытом и объединения родителей по интересам. Перед проведением выставки следует обсудить ее тематику, разработать положение о проведении выставки, изготовить экспонаты и конкурсные работы. Подводя итоги выставки, следует организовать церемонию вручения дипломов и благодарственных писем семьям-участникам, что поднимет авторитет родителей в глазах ребенка.

КВН – одна из форм командных конкурсов, которая способствует активизации имеющихся знаний, опыта воспитания, созданию благоприятного психологического климата между педагогами и родителями и родителями группы между собой. Возможен вариант формирования нескольких команд из родителей и педагогов, работающих с конкретной группой. Из состава родителей и педагогов организуется жюри и группа поддержки. Команды предварительно знакомятся с темой КВН и получают домашнее задание. Руководитель игры предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания, связанные с вопросами воспитания детей дошкольного возраста. Игровая, неформальная обстановка способствует раскрытию творческих способностей родителей и сплочению родительского коллектива.

День семьи – это конкретные даты в календаре дошкольного учреждения, акцентирующие внимание на конкретных функциях семьи: день здоровой семьи, день счастливой семьи, день дружной семьи и т. д. Проведение тематических дней, недель, декад может стать традицией дошкольного учреждения. Рекомендуется использовать самые разнообразные формы: от совместных походов, соревнований, фестивалей творчества, семейных балов до научно-практических конференций, встреч с представителями муниципальной власти, что позволит привлечь внимание общественности и социальных партнеров к проблемам семейного воспитания.

В заключение отметим, что взаимодействие детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста – это сложный процесс, который осуществляется на основе установления доверительных отношений, диалога, совместного решения возникающих проблем, в процессе чего усилия участников объединяются, создается атмосфера взаимопонимания, эмоциональной поддержки и ситуация успеха для детей и родителей. Задача дошкольного учреждения – сделать этот процесс свободным и творческим, а его результаты – эффективными. Преимущества нетрадиционных форм взаимодействия с родителями проявляются в создании положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, в укреплении внутрисемейных связей и учете стиля семейных отношений. Активная позиция детского сада в работе с семьей, дифференцированный подход к родителям повышают педагогический потенциал семьи и способствуют развитию детей. На решение этих задач и направлены нетрадиционные формы взаимодействия, которые позволяют актуализировать проблемы семейного воспитания, создать условия для реализации потребности родителей в саморазвитии, организовать процесс взаимодействия, признавая приоритет самоценности родителя и его субъектности в процессе взаимодействия.


Список литературы

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-vzaimodei-stviya-detskogo-sada-s-semyami-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta