УДК 371

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№23,

Педагогические науки

Бахтигареева Регина Ринатовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ; МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ; ДОШКОЛЬНИК; ПРОЕКТ; DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH; PRESCHOOLER; PROJECT.


Аннотация: Овладение монологической речью – важная составляющая общей речевой культуры дошкольника. Задачи развития монологической речи занимает одно из ведущих мест в общей системе работы по развитию речи. Монологическая речь имеет чрезвычайное значение для интеллектуального развития и самосознания ребенка, она положительно влияет на формирование таких ее важных личностных черт, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность.

Социальным заказом государства и общества является воспитание активного, способного размышлять, объяснять и отстаивать свою точку зрения человека. Человека, способного вовремя и без проблем подстраиваться под новшества и быстрый ритм современной жизни. Поэтому проблема развитие монологической речи, начиная с дошкольного возраста, является весьма актуальной.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста связано с развитием логического мышления. Чем выше уровень логического мышления, тем на более высоком уровне дошкольник строит свои объяснения, доказательства, рассуждения. В современной педагогике монологическая речь рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей, поиск доказательств.

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что речевое развитие должно включать владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Трудно представить монологическую речь без умения давать развернутые ответы на вопросы, адекватно воспринимать и понимать текст учебного материала, самостоятельно излагать понятое, а все эти способности требуют достаточного уровня развитости монологической речи.

Проблемой развития монологической речи активно занимались в разные времена такие ученые, как Жан Пиаже, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Д. Луков В.И. Яшина, Бизикова О.А. В.В. Одинцов, Р.С. Ладыженская, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Р.С. Ладыженская придавала большое значение развитию монологической речи в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Заинтересовавшись проблемой, такой как не достаточный уровень монологической речи, изучив научную и методическую литературу можно сделать вывод, что оптимальным способом решения задач обучения монологической речи является проектная деятельность, она отвечает требованиям развития критического мышления у детей, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.

Проектную деятельность, как метод интегрированного обучения дошкольников рассматривали ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее решения.

По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, под связной монологической речью понимают — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой речи является ее понятность для собеседника.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и вовлекать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательски-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы;
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы.

По продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные.

Использование метода проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть моно технологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность — саморазвитие как естественное состояние.

Таким образом, анализируя изученную литературу, можно сделать вывод, что базой для развития монологической речи у детей, является накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения. Процесс развития монологической речи ребенка дошкольного возраста — процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития монологической речи.

Рассмотрев различные методики и технологии, следует, отметить, что оптимальным способом решения задач обучения монологической речи является развитие у дошкольников критического мышления. Проектная деятельность отвечает требованиям развития критического мышления у детей, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки. Если педагог целенаправленно, систематически, а главное ответственно реализует с детьми проекты. Такая работа будет являться, оптимальным способом решения задач по обучению дошкольников монологической речи.


Список литературы

  1. Александрова О.В., Яшина В.И. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет: учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Эксмо, 2019. — 48 с.
  2. Будже Т.А. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста: 2 часть — М.: Московский центр качества образования, 2015. — 319 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 112 с.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. — М.: Айрис — пресс, 2018. — 87 с.
  5. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО: методические разработки. — М.: Айрис — пресс, 2018. – 58 с.
  6. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Просвещение, 2017. — 104 с.
  7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: методические рекомендации для воспитателей и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2019. — 168 с.
  8. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети: методические рекомендации. — М.: Школьная Пресса, 2019. — 78 с.
  9. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связной речи детей 6-7 лет: монография. – М.: Педагогика, 1979. – 156 с.
  10. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников: ученые записки ЛГПИ им Герцена. — М.: 1991. — 214 с.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: детская психология. — М.: Римисс, 2013. — 416 с.