УДК 159

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№23,

Педагогические науки

Терешева Лилия Ильнуровна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ПРОФЕССИЯ; ПЕРИОД; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; PROFESSION; PERIOD; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В статье рассматривается проблема ранней профориентации в дошкольном образовании, определяются сущностные характеристики, обуславливающие специфику профориентационной работы на ступени дошкольного образования.

Одним из наиболее значимых периодов в жизни каждого человека является этап выбора профессии, так как именно он во многом определяет его дальнейшую судьбу, положение в обществе, во многом определяет систему социальных отношений, в которые он вступает. Вместе с тем, выбор профессии не совершается сиюминутно, его предваряет длительный процесс профессионального самоопределения, начинающийся еще на этапе дошкольного детства.

Одним из важных периодов, непосредственно влияющих на выбор профессионального пути, является дошкольный возраст, когда происходит формирование представлений ребенка о мире профессий, осознание роли труда в жизни человека. В связи с этим, перед современным дошкольным образованием стоит важная задача осуществления работы по ранней профессионализации детей дошкольного возраста, в результате которой будут созданы необходимые предпосылки для совершения ими в дальнейшем осознанного выбора профессии. Эта работа не только становится первым этапом на пути профессионального самоопределения, но и способствует реализации целей и задач современного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, направленного на формирование личности выпускника дошкольного учреждения, имеющего необходимые первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и их важности для общества.

В то же время, анализ практики работы педагогов дошкольного образования демонстрирует, что на данном возрастном этапе работа по профессионализации, в большинстве случаев, имеет эпизодический характер, что связано, в том числе и отсутствием методических разработок по использованию во взаимодействии с детьми дошкольного возраста различных профориентационных средств, методов и приемов. Таким образом, актуальность и значимость исследования ранней профессионализации дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых определяется тем, что она соответствует требованиям ФГОС, а также запросу, существующему в современном российском обществе и системе дошкольного образования.


Список литературы

  1. Аносова, Е.П. Ранняя профориентация дошкольников / Е.П. Аносова // Технологии образования. – 2019. — № 1. – С. 82 – 84.
  2. Антонова, А.В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста / А.В. Антонова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. — № 6. – С. 45 – 46
  3. Баширова, И.А. Формирование позитивных установок к труду в ходе ранней профориентации дошкольников в дошкольной образовательной организации / И.А. Баширова, А.В. Кобякова, Е.М. Петряева // Образование сегодня: векторы развития. – 2018. – С. 81 – 84.