УДК 338.517.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУЧРЕЖДЕНИЯ

№23,

Экономические науки

Москвичев Дмитрий Владимирович


Научный руководитель: Логинова Н.В., канд.экон.наук, доцент.


Ключевые слова: НМЦК; НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА; МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА КОНТРАКТА; NMCC; THE INITIAL PRICE OF THE CONTRACT; MAXIMUM PRICE OF THE CONTRACT.


Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемные вопросы определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, за счет стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой структуры экономики и обозначения основных приоритетов, связанных со стратегическим направлением развития государства, являются важным фактором развития экономики.

Порядок и способы осуществления таких закупок закреплены в федеральном законе Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее- Закон о контрактной системе).

Закон о контрактной системе предусматривает обоснованность закупки, которая выражается в применении при осуществлении закупки нормирования в сфере закупок и определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК).

Правильное определение НМЦК при закупке товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд позволяет наиболее эффективно использовать бюджетные средства.

Практика работы в сфере закупок позволила обозначить ряд проблемных вопросов, касающихся определения НМЦК, и предложить пути их решения.

Следует отметить, что закон о контрактной системе не дает такого понятия как начальная (максимальная) цена контракта. По своей сути НМЦК это предельное (максимальное) значение цены контракта, превышение которого приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и влечет за собой административно-правовую ответственность.

НМЦК является определяющим значением в 16 случаях, предусмотренных законом. Основное значение она имеет:
— при определении размера обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке;
— при определении размера обеспечения исполнения контракта;
— при определении возможности проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
-при определении возможности закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статья 22 Закона о контрактной системе содержит описание следующих методов определения и обоснования заказчиком НМЦК:
— метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
— нормативный метод;
— тарифный метод;
— проектно-сметный метод;
— затратный метод.

Министерством экономического развития Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Они содержат достаточно подробный порядок применения методов при обосновании НМЦК, хотя и имеют ряд недостатков, о которых будет сказано чуть позже.

Из закона о контрактной системе следует, что приоритетным методом обоснования НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен, который заключается в установлении НМЦК, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При этом информация о ценах должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих или финансовых условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Понятия идентичности и однородности товаров, работ, услуг изложенные в Законе о контрактной системе, Методических рекомендациях и в статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации носят противоречивый характер и вызывают только дополнительные вопросы по предмету рассмотрения.

На наш взгляд, с целью решения проблем понятийного аппарата необходимо внести изменения в Методические рекомендации, в которых следует указать критерии отнесения товаров, работ, услуг к идентичным либо однородным в полном соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из Методических рекомендаций Заказчик при обосновании НМЦК направляет запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, либо осуществляет поиск в реестре контрактов, или производит сбор общедоступной информации. К информации из общедоступных источников информации, которыми можно воспользоваться при обосновании НМЦК относят счета, коммерческие предложения, рекламные каталоги и другие предложения признаваемые в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами, а также данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг.

НМЦК считается обоснованной методом сопоставимых рыночных цен, если при ее расчете использовалось не менее трех источников информации о сопоставимых рыночных ценах, полученных с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки. В результате расчета выводится средняя цена из имеющихся источников информации, она и является НМЦК.

Данный порядок логичен при обосновании начальной (максимальной) цены контракта при конкурентных процедурах закупки товара, работ, услуг, но при обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) категорически противоречит принципам эффективности использования бюджетных средств, изложенным в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно которым, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов, с использованием наименьшего объема средств. Таким образом, при обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с целью эффективного использования бюджетных средств, необходимо использовать минимальное ценовое предложение, поступившее от потенциальных участников рынка. Соответствующее изменение, на наш взгляд, также необходимо внести в Методические рекомендации.

Наиболее распространенными ошибками при обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, выявляемыми контролирующими органами являются:

Использование источников информации о рыночных ценах с истекшим сроком предложения.
Например, 1 сентября Заказчик в качестве источника обоснования НМЦК использует предложение о поставке товара содержащее информацию о том, что данное предложение действительно до 30 августа, то есть срок ее действия истек.

Еще одной ошибкой признается использование источников информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, с несопоставимыми условиями поставок.
Например, согласно условий технического задания Заказчика, Поставщик обязан произвести доставку товара до склада Заказчика и осуществить погрузочно-разгрузочные работы, однако ряд поступивших счетов или коммерческих предложений, выступающие в качестве источника обоснования НМЦК не содержат указанной информации. Таким образом, контролирующие органы считают, что данное обоснование НМЦК не сопоставимо с условиями технического задания Заказчика. Так же типичной ошибкой является использование источников информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, полученных от юридических лиц, владельцем которых является одно и тоже физическое лицо. В данном случае присутствует определенный признак аффилированности. Это может быть связано с тем, что Заказчик в противоречие Закону о контрактной системе не стал направлять запросы потенциальным участникам рынка, а устно обратился к одному потенциальному участнику рынка с просьбой предоставить ему три альтернативных источника информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг. Причинами данного обстоятельства являются отсутствие правовой грамотности работника Заказчика, халатность либо коррупция. Решение это вопроса лежит в основном в функции самоконтроля организации Заказчика, позволяющей своевременно выявлять и пресекать данные правонарушения.

При применении метода сопоставимых рыночных цен заказчик вправе использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и финансовых условиях поставки. Но, к сожалению, ни закон о контрактной системе, ни Методические рекомендации не содержат этих самых коэффициентов и индексов, которые бы при обосновании НМЦК позволили сделать сопоставимыми коммерческие и финансовые условия поставок.
Например, рекламный каталог содержит стоимость конкретного товара, при этом в нем отсутствует стоимость доставки и погрузочно-разгрузочных работ, необходимых Заказчику. Включение в Методические рекомендации конкретных коэффициентов расчета в том числе стоимости доставки и погрузочно-разгрузочных работ при обосновании НМЦК, с учетом региональных особенностей, позволило бы сделать сопоставимыми коммерческие и финансовые условия в сравнении с остальными поступившими коммерческими предложениями.

Следующим методом определения и обоснования заказчиком НМЦК является нормативный метод. Нормативный метод заключается в расчете НМЦК, на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе. В указанной статье определено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и нормативным затратам, а Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок.

В список тех, кто своим приказом утвердил соответствующие нормы вошло и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Согласно приказу утвержден перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, включающие предельные цены товаров, работ, услуг.

Данный перечень устанавливает требования к приобретаемым автомобилям, мебели, вычислительной и периферийной техники в части нормирования их технических характеристик, предельно допустимых цен и устанавливает предельно допустимые критерии норм положенности в данном товаре административным работникам учреждения.

Из норм закона о контрактной системе следует, что приоритетным методом обоснования НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен и в случае, если полученная данным методом НМЦК будет превышать установленные приказом Учредителя нормы, то в таком случае Заказчик должен руководствоваться ценами, определенными указанным приказом.

Следующий методом, применяемый при обосновании НМЦК является тарифный метод, который применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги и подлежат государственному регулированию. Данный метод применяется при установлении тарифов на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоноситель и ряд других видов услуг. Указанный метод при правильном составлении условий контракта не вызывает особых проблем при обосновании НМЦК.

Проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Проблемы, связанные с обоснованием НМЦК проектно-сметным методом в основном связаны с низкой квалификацией сотрудников заказчика в данной области или их отсутствием в учреждении. Также ошибки допускаются в связи наличием большого количества нормативно правовых актов в области строительства и ремонта противоречащих друг другу.

Следующий применяемый метод называется затратным методом, который применяется в случае невозможности применения иных методов, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Затратный метод обычно применяют при обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Законом установлено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК вышеуказанных методов, заказчик вправе применить иные методы.

С 1 июля 2018 года согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации начал функционировать единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка». Его создание направлено на усовершенствование методологии определения цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Так как закупки малого объема отражают объективную рыночную стоимость товаров, работ, услуг, применение цен, указанных ЕАТ вкупе с коэффициентами, необходимыми для расчета стоимости доставки и погрузочно-разгрузочными работами, о которых говорилось выше, позволяет создать еще один инструмент обоснования НМЦК. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Закон о контрактной системе и Методические рекомендации, дополнительно добавив порядок использования ЕАТ, как одного из элементов обоснования НМЦК.

Таким образом, эффективное использование бюджетных средств, динамично меняющиеся нормы Закона о контрактной системе, а также требования контролирующих органов создают предпосылки к внесению следующих изменений в Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 окт. 2013 г. № 567.

1. Указать критерии отнесения товаров, работ, услуг к идентичным либо однородным в полном соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Указать порядок применения коэффициентов и индексов, позволяющих, производить пересчет цен товаров, работ, услуг, указанных в источниках общедоступной информации с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий.

3. Добавив порядок использования ЕАТ, как одного из элементов обоснования НМЦК.

4. Добавив в методику сопоставимых рыночных цен, порядок обоснования цены товаров, работ, услуг, приобретаемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором Заказчик должен опираться на минимальную цену из цен, предложенных участниками рынка.

Внесение данных изменений позволит упорядочить процедуру обоснования НМЦК и позволит эффективно расходовать бюджетные средства.


Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 06.02.2020)
  2. Ковалева Е.А. Особенности начальной максимальной цены контракта в системе государственных закупок // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 15. С. 59-64.
  3. Колыхалов П.И. Все имеет свою цену – начальную (максимальную) // Контракт. системы. 2014. № 1. С. 66-73.
  4. Чемерисов М.В. Закон вступил в силу // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2013. № 34. С. 92-97.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 11.12.2019).
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 09.12.2019).
  7. Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) [Электронный ресурс]: приказ М-ва экон. развития Рос. Федерации от 2 окт. 2013 г. № 567. URL: https://base.garant.ru/70473958/ (дата обращения: 09.12.2019).
  8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения: 07.12.2019).
  9. О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. №824-р. URL: https://base.garant.ru/71935580/ (дата обращения: 11.12.2019).
  10. Толстобоков О. Н. Нарушение при расчете и обосновании НМЦК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pro-goszakaz.ru/question/4294090625-narushenie-pri-raschete-i-obosnovanii-nmtsk/ (дата обращения: 09.12.2019).
  11. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 9.12.2019).