УДК 338.242

ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

№23,

Экономические науки

Шомина Наталья Геннадьевна


Научный руководитель: Коржавина Е.Н., канд.экон.наук.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; ПРИНЦИПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКУПОК; STATE PROCUREMENTS; PRINCIPLES AND ELEMENTS OF PURCHASES.


Аннотация: В данной статье раскрыты принципы, на основе которых осуществляются государственные закупки, приведен перечень участников закупок, приведен перечень элементов, необходимых для функционирования закупочной деятельности.

Важной функцией публичной и государственной власти является обеспечение населения социально значимых товаров и услуг. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения и использует бюджет государства. В большинстве странах одним из основных способов реализации функций власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

В России система проведения государственных закупок начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в самом разгаре. Государственные закупки – это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны. Этим определяется актуальность темы исследования.

За последние полвека функции государства расширились в значительной степени, в частности, в промышленно развитых странах. Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене.

Но прежде чем говорить о элементах системы государственных закупок, остановимся на терминологическом аспекте этой области. Государственные закупки – это совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и обеспечение нужд государственных учреждений [3].

Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Существует несколько определений понятий государственный и муниципальный заказ.

Под государственным заказом понимают совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета. Также государственный заказ может выступать в качестве предложения, которое дается уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику для федеральных и региональных государственных нужд [3]. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии – все это государственные закупки.

Муниципальные закупки – закупки со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ [3].

Возникает вопрос о том, какие субъекты могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков. Здесь необходимо назвать органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, или органы местного самоуправления, или другие уполномоченные лица.

Полномочия государственного закупщика определяются законами, регулирующими правилами и статутами. Набор четких правил проведения государственных закупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд. Государственное регламентирование позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень коррупции и произвола властей. Лица, которые претендуют на заключение государственного или муниципального контракта, называются участниками размещения закупок [3]. Они могут быть юридическим лицом (с любой организационно-правовой формой и любой формой собственности) и физическим лицом (в том числе индивидуальный предприниматель).

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» [3] (далее — закон № 44-ФЗ).

Согласно ст. 6-12 закона № 44-ФЗ, контрактный механизм в сфере закупок основывается на определенных принципах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок [3]:

1) эффективное расходование бюджета – один из важнейших принципов государственных закупок. Государство обязано произвести всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного товара. Например, автомобиль импортного производства дороже, чем отечественного, но его обслуживание много дешевле. Поэтому в конечном итоге, приобрести «иномарку» становится целесообразнее. При этом ни в коем случае нельзя забывать о том, что покупка отечественного автомобиля – вложение денег в отечественную экономику. Только рассмотрев этот вопрос со всех сторон, государство принимает решение о закупке;

2) принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в государственных закупках всем поставщикам – унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например, опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент – использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота»;

3) принцип открытости и прозрачности выражается в проведении конкурсов, публикации информации и объявлений. Объявление о проведении открытых конкурсах должно быть размещено в специальных изданиях (в России – «Конкурсные торги»);

4) принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ);

5) принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба – ФАС, и в случае сговора при осуществлении государственные закупки ответственность несут обе стороны – закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает список недобросовестных поставщиков.

Цели данной системы заключаются в оптимизации расходов государственного бюджета, устранении коррупции при осуществлении государственных закупок, повышении управляемости процедур закупок. На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет-портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона.

На основе этих принципов создана контрактная система, представляющая собой огромный механизм, каждый из элементов которого направлен на его бесперебойное функционирование. Каждая часть призвана обеспечивать достижение поставленных всей системой целей.

Таким образом, система государственных закупок включает в себя следующие элементы:

1) планирование, обоснование, нормирование закупок товаров, работ, услуг;
2) общественное обсуждение закупок;
3) размещение закупок;
4) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
5) заключение гражданско-правового договора (контракта);
6) исполнение контрактов;
7) мониторинг и аудит закупок товаров, работ, услуг;
8) контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
9) обжалование.

Элементы закупочного механизма, по своей сути, одновременно являются и стадиями процесса осуществления государственной закупки. Каждый из этих элементов сам по себе является сложным подпроцессом, включает в себя множество процедур.

Функционирование механизма государственных закупок невозможно без таких постоянно взаимодействующих и оказывающих друг на друга влияние элементов — участников закупки:

1) государственные заказчики, муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации;
2) исполнители;
3) федеральные органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
4) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
5) эксперты, экспертные организации.

Функционирование контрактной системы также невозможно и без такого элемента, как единая информационная система в сфере закупок, отвечающий за ее полное информационное обеспечение: формирование, обработку, хранение и предоставление данных.

Следовательно, система государственных закупок состоит из множества элементов в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных закупок на основе внедрения проектно-ориентированной организации всех процессов закупочного цикла и обеспечения планируемых целевых эффектов социально-экономического развития.

На мой взгляд, государственный (муниципальный) закупочный механизм необходимо изучать как особый правовой институт, регулирующий деятельность участников закупки — государства, муниципалитета и исполнителей, отношения между ними в сфере удовлетворения потребностей государства и муниципалитета в определенных товарах, услугах и работах. А сам факт осуществления государственной закупки является основополагающим процессом данного механизма.

Механизм государственных и муниципальных закупок испытывает влияние со стороны рыночной экономики, которая следует принципам «свободы договора», «святости, нерушимости договора», «действия в своем интересе», «справедливых (равных) прав участников рынка. Решающим, по моему мнению, оказывается влияние субъектов управления и контроля данного механизма, именно они ответственны за надлежащее функционирование каждого его элемента, именно они должны быть в полной мере осведомлены о возможных рисках, способах управления и инструментах совершенствования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что государственный закупочный механизм является одним из самых сложных и самых важных объектов в государственном управлении, который может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие каждого субъекта РФ и экономики в целом.


Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 06.02.2020)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. и доп.). – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.02.2020)
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 06.02.2020)
  4. https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_50/504.htm