УДК 338.242

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

№23,

Экономические науки

Саяпина Татьяна Геннадьевна


Научный руководитель: Леухина Т.Л., канд.экон.наук.


Ключевые слова: КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО; ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; CAPITAL CONSTRUCTION; INNOVATIVE ACTIVITY; INNOVATIVE PRODUCTS; STATE PROCUREMENTS.


Аннотация: В данной статье рассмотрены критерии использования способов определения поставщиков и применяемые условия при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Закупки в сфере капитального строительства составляют значительную долю в общем объеме государственных закупок многих хозяйствующих субъектов (бюджетных учреждений и государственных компаний). Закупки в указной сфере регулируются дополнительными нормативными актами. В последнее время нормативно-правовая база по регламентации контрактных отношений в этом направлении была значительно скорректирована. Важным вопросом является правильный выбор способа определения поставщика для осуществления работ по капитальному строительству. Этим определяется актуальность данной темы исследования.

Вопросам осуществления закупок работ по капитальному строительству посвящены и научные статьи следующих авторов:
— В.И. Громов «О проблемах осуществления одновременной закупки работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для государственных нужд» [5] – описаны проблемные вопросы осуществления закупок, в том числе и при определении способа закупки;
— Г.Р. Турумтаев, Е.В. Кузнецова «Экономические последствия несовершенства законодательства при выборе строительной подрядной организации в ходе осуществления закупок» [6] – охарактеризован строительный процесс с точки зрения выбора участников.

Частью 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрен ряд конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
— конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
— аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
— запрос котировок;
— запрос предложений.

Все перечисленные способы, так или иначе, используются при осуществлении закупок строительных работ в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Порядок проведения электронного аукциона закреплен в части 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой «заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если проводится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации».

С 2016 года применяется перечень товаров, работ, услуг, сформированный и утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» [4].

В указанный перечень входят, в том числе, работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, например:
— работы строительные специализированные;
— сооружения и строительные работы в области гражданского строительства.

Заказчик обязан осуществлять закупку путем проведения электронного аукциона при соблюдении следующего условия: начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. руб. При этом не имеет значения входит ли объект закупки в перечень, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)«Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты» (неважно, является ли он технически сложным)» [1].

Проведение конкурса с ограниченным участием должно осуществляться в соответствии с требованиями:
— части 2.1 статьи 56 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой «заказчик осуществляет закупки в случае «если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации…» [3];
— части 3 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик осуществляет закупки в случае «если начальная (максимальная) цена контракта превышает установленные пределы (п. 1), заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Заказчик имеет право осуществлять закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ.

При проведении открытого конкурса на осуществление закупки работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства заказчик должен руководствоваться положениями статей 48-55 Федерального закона № 44-ФЗ.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования [4].

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Правительство Российской Федерации вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками.

Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать на основе контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, специализированную организацию.

Стоит отметить, что при принятии Федерального закона № 44-ФЗ предполагалось, что конкурс станет самой распространенной, самой массовой процедурой, хотя на практике наиболее часто используемой процедурой остается аукцион.

При проведении открытого конкурса необходимо выполнить следующие условия:
— начальная (максимальная) цена контракта должна превышать: для обеспечения государственных нужд 150 млн. руб., для обеспечения муниципальных нужд 50 млн. руб.;
— объект закупки не должен входить в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.

Далее рассмотрим способ определения поставщиков «конкурс с ограниченным участием».

Предметом заключаемого контракта при проведении конкурса с ограниченным участием должны быть работы по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства; искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (а также работы, включенные в эту группировку).

При проведении конкурса с ограниченным участием устанавливается объект закупки. Частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ установлен перечень особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре о промышленной безопасности опасных производственных объектов [1].

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Для проведения конкурса с ограниченным участием начальная (максимальная) цена контракта должна превышать: 150 млн. руб. для обеспечения государственных нужд; 50 млн. руб. для обеспечения муниципальных нужд.

Наименее популярным способ закупки, но на практике достаточно распространенным, является запрос предложений.

Указанный способ определения поставщиков определен частью 1 статьи 83 Федерального закона № 44-ФЗ.

Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге [3].

При закупке строительных работ заказчик по 44-ФЗ вправе использовать запрос котировок. Для проведения запроса необходимо выполнить следующие условия: начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
Кроме того, в практике встречаются случаи, когда поставщиком или подрядчиком выступает один контрагент-монополист. В этом случае проводится «закупка у единственного поставщика». Пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ определено, следующее: закупки товара, работы или услуги должны осуществляться на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Закупка у единственного поставщика определяется Положением о закупках заказчика, который является основополагающим документом, регламентирующим порядок и правила организации закупочного процесса.

Кроме Федерального закона № 44-ФЗ необходимо назвать Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), который жестко не регламентирует закупочную деятельность работ на проведение капитального ремонта. В Федеральном законе № 223-ФЗ нет деления способов закупок на конкурентные (с проведением торгов, например, конкурс; без проведения торгов, например, запрос предложений) и неконкурентные (закупка у единственного источника).

Таким образом, способ размещения заказа выбирается хозяйствующим субъектом в соответствии с определением источника финансирования и стоимостью работ по текущему и капитальному ремонту объектов капитального строительства.


Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 05.02.2020)
  2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 02.08.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 05.02.2020)
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 05.02.2020)
  4. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195624/ (дата обращения: 05.02.2020)
  5. Громова, В.И. О проблемах осуществления одновременной закупки работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для государственных нужд [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современности. – 2019. — № 1((23). – С. 63-67. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41863281
  6. Турумтаев, Г.Р., Е.В.Кузнецовой Экономические последствия несовершенства законодательства при выборе строительной подрядной организации в ходе осуществления закупок [Электронный ресурс] / Г.Р.Турумтаев, Е.В.Кузнецова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. – 2018. — № 1(23). – С. 89-97. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35154208