УДК 338.242

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

№23,

Экономические науки

Иванова Екатерина Олеговна


Научный руководитель: Леухина Т.Л., канд.экон.наук.


Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ; INNOVATIVE ACTIVITY; INNOVATIVE PRODUCTS; STATE PROCUREMENTS.


Аннотация: В данной статье рассмотрены аспекты развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов при помощи государственных закупок; определены возможности по стимулированию развития инновационной деятельности при помощи механизмов государственных закупок.

В настоящее время развитие инновационной деятельности на микро- и макро-уровне является одним из основных направлений развития многих государств, в том числе и Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года [4] (далее – Стратегия), согласно которой переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития является единственно возможным способом достижения следующих целей:
— обеспечение высокого уровня благосостояния населения;
— закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Использование инновационной продукции приводит к снижению издержек производства, сокращению сроков производственного цикла, повышению конкурентоспособности продукции, следовательно, и увеличению доходов от использования инновационных технологий и реализации инновационной продукции. Указанная зависимость косвенно влечет за собой повышение благосостояния каждого отдельно гражданина и улучшение экономического положения в стране, а значит и усиление страны в мировом пространстве.

При этом в конечном итоге инновационная деятельность и особенно инновационная продукция как ее результат имеет огромное значение не только для экономики, но и для всех остальных сфер жизни и деятельности человека. Поэтому актуальность вопросов развития инновационной деятельности не вызывает сомнений.

Вопросы развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе с использованием механизмом государственных закупок, являются предметом многочисленных исследований в течение длительного времени, и не теряют своей своевременности в настоящий момент.

В качестве особенно интересных и обширных исследований по данной теме можно выделить научный доклад Шувалова С.С. «Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики» [8], работы Сироткиной Н.Г. «Реализация инновационного потенциала государственных закупок в России» [7] и Ивановой В.О. «Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики» [6]. Особое место в указанных исследованиях занимают именно факторы развития инновационной деятельности.

Однако, прежде чем говорить непосредственно о факторах, необходимо определиться с понятиями «государственные закупки» и «инновационная деятельность».

Понятия «инновационная деятельность», раскрыто в Федеральном законе от 23 августа 2996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3]. Для расшифровки данного понятия в законе используются также термины «инновационная инфраструктура», «инновационный проект» и «инновации», поэтому начать следует именно с них.

Так, инновации – это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Инновационный проект — комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Инновационная инфраструктура — совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [3].

С учетом указанных определений получается следующее: инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Понятие «государственные закупки» также многозначно. В рамках данной работы под государственными закупками понимаются закупки и для государственных, и для муниципальных нужд, поэтому государственные закупки можно определить, как совокупность действий, осуществляемых в установленном законами порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

На сегодняшний день особый интерес представляет собой вопрос, что именно будет способствовать развитию инновационной деятельности. В качестве факторов такого развития выделяют научно-образовательный потенциал государства, существующий правовой режим, уровень производственно-технологической инфраструктуры, наличие и подготовку кадров, экономическую и финансовую поддержка со стороны государства и негосударственных организаций и многие другие. Наряду с остальными большое значение в качестве фактора развития инновационной деятельности имеют и государственные закупки.

Говоря о влиянии государственных закупок на развитие инновационной деятельности, можно выделить несколько направлений:
• финансирование инновационной деятельности;
• формирование рынка спроса на результаты инновационной деятельности, в том числе принудительное;
• выявление и сообщение поставщикам приоритетных, пользующихся большим спросом направлений инновационной деятельности;
• создание особого национального режима при осуществлении государственных закупок результатов инновационной деятельности.

Через систему государственных закупок осуществляется финансирование инновационной деятельности. В данном случае речь идет не только о приобретении самой инновационной продукции уже как результата такой деятельности, но и о закупках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые еще только могут привести к созданию некоторой новой продукции. Финансирование закупок инновационной продукции может осуществляться, как полностью за счет государственных средств, так и в совместно с негосударственными образованиями на условиях государственно-частного партнерства. Другими словами, закупая инновационные товары, а также сопутствующие услуги и работы, государство выделяет деньги на дальнейшее развитие конкретных хозяйствующих субъектов в этом направлении.

Государственные закупки в определенной степени влияют на формирование рынка спроса на инновационную деятельность и инновационную продукцию. Заказчики размещают информацию о своих потребностях в определенных товарах, работах, услугах в Единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) в открытом доступе: начиная с планов закупок и планов-графиков и заканчивая непосредственно самими извещениями и документациями по конкретным процедурами. Поставщики могут самостоятельно отслеживать открытую информацию, что позволяет им выявлять, что именно пользуется сейчас наибольшей популярностью и спросом.

Единую информационную систему в сфере закупок можно рассматривать как площадку, через которую государство, а также негосударственные хозяйствующие субъекты сообщают поставщикам о направлениях, в которых развитие инновационной деятельности является приоритетным. Так, например, если множество заказчиков размещают похожие заказы на разработку определенной продукции, то поставщики с учетом этой информации могут направить свою деятельность на новые разработки именно в этой сфере.

Другими словами, потенциальному поставщику, исполнителю, подрядчику, т.е. лицу, осуществляющему инновационную деятельность, заранее сообщается о государственных и муниципальных потребностях. Данный факт позволяет и поставщику, и заказчику лучше организовать свою работу, т.е. точнее спланировать ее, а, следовательно, минимизировать затраты и увеличить доходы. Более того, в глобальном плане планы закупок и планы графики позволяют выявить, продукция какого рода будет востребована в будущем, а значит и сферы, в которых научно-исследовательская работа в перспективе может дать большую экономическую отдачу. То есть уже даже на этапе планирования государственные закупки косвенно влияют на развитие инновационной деятельности, стимулируя ее в тех или иных областях обещанием спроса на конкретную продукцию.

Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее – ФЗ № 44-ФЗ) закреплен принцип стимулирования инноваций. В указанный принцип заложено, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции. При этом заказчик самостоятельно определяет свою потребность в товарах, работах, услугах. Но для ряда заказчиков законодательно установлена обязательность приобретения инновационной продукции. Поэтому можно говорить не просто о стихийном формировании рынка спроса на такую продукцию, а даже о частично принудительном создании спроса через систему государственных закупок.

Ввиду того, что закупки, связанные с приобретением или созданием инновационной продукции, обладают значительной спецификой, для них установлены специальные способы закупки товаров, работ, услуг такие как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Именно они не только позволяют предъявлять дополнительные требования к квалификации участников закупки (поставщиков, исполнителей), но и создают возможность непосредственно до самой закупки, до заключения контракта, детально обсудить характеристики товара, работы, услуги, а потом изменить уже существующую документацию. Другими словами, в рамках этих закупок поставщик и заказчик могут встретиться и лучше понять друг друга, обсудить, какие именно новые разработки необходимы. Благодаря отмеченным обстоятельствам создаются более благоприятные условия для осуществления инновационных закупок через систему государственного заказа.

Еще одно направление, определяющее влияние государственных закупок на развитие инновационной деятельности – это создание особого национального режима при осуществлении государственных закупок. ФЗ № 44-ФЗ и ряд подзаконных актов устанавливают определенные ограничения и преимущества при закупке товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, благодаря чему снижается конкуренция для местных производителей инновационной продукции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственные закупки активно используются как инструмент влияния на развитие инновационной деятельности в РФ, однако их потенциал в этом направлении реализован не в полной мере.

Так, еще в Стратегии было указано, что «…государственные закупки не стали значимым инструментов стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации» [4]. В рамках Стратегии были определены направления совершенствования системы государственных закупок так, чтобы было возможно в больше мере использовать инновационный потенциал.

В настоящий момент совершенствование продолжается, однако уже достигнуты определенные результаты.

Большое внимание в законодательных актах уделено вопросу планирования государственных закупок, в том числе закупок инновационной продукции, закупок услуг по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Так, в рамках ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан вести план-график, в котором заранее указываются планируемые в текущем году закупки, в том числе и связанные с инновационной деятельностью. В свою очередь Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1] обязывает Заказчиков размещать отдельный План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет, что принуждает потребителя планировать закупки на средне- и долгосрочной промежуток времени.

Для закупок товаров, работ, услуг, связанных с инновационной деятельностью, созданы специальные конкурентные и неконкурентные процедуры, такие как, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, которые позволяют учитывать специфику предмета закупок благодаря предъявлению дополнительных требований к участникам закупок и особому использованию критериев отбора конкурсных заявок.

Можно сказать, что на настоящий момент проделана «работа над ошибками» в соответствии с вопросами, указанными в Стратегии [4], но появляются новые проблемы, которые требуют дальнейшего совершенствования контрактной системы и системы государственных закупок.

Так, С.С. Шувалов в своем докладе «Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики» отмечает следующее: «принцип стимулирования инноваций, предусмотренный Законом, во многом носит декларативный характер, поскольку использования при оценке и сопоставлении заявок критерия качественных, функциональных и экологических характеристик объекта заказа не является для заказчика обязательным, ответственность заказчика за закупку устаревшей, в том числе ресурсоемкой и экологически вредной, продукции не предусмотрена, введены неоправданные ограничения на использования современных критерием оценки заявок и контрактных механизмов (оценка совокупной стоимости владения, контракты жизненного цикла), установлены неоправданные ограничения на использования запроса предложений, не предусмотрены конкурентные переговоры» [8].

С данной точкой зрения следует согласиться. Закупки инновационной продукции все еще составляют незначительную долю в массе остальных закупок. Возникает вопрос о возможностях по стимулированию развитие инновационной деятельности, используя механизмы государственных закупок.

Во-первых, необходимо установить четкие критерии, какую продукцию следует относить к инновационной. Пока нет таких критериев, часть заказчиков могут не выполнять свою обязанность по закупке инновационной продукции, а часть – закупать не инновационную продукцию специальными способами закупок, что влечет за собой ограничение конкуренции и негативно сказывается на экономике и не приносит необходимых результатов.

Во-вторых, упростить процедуры специальных способов закупок инновационной продукции. Нередко именно сложность и длительность этих процедур удерживает Заказчиков от приобретения инновационных товаров, работ, услуг.

В-третьих, можно позволить приобретать инновационную продукцию в некотором определенном объеме у единственного поставщика (способ закупки – закупка у единственного поставщика), независимо от суммы начальной (максимальной) цены контракта, предусмотрев специальное основание для этого. Введение такого основания может способствовать увеличению общего количества закупок инновационной продукции.

На основании изученного и описанного материала можно сделать вывод о том, что государственные закупки являются важным и перспективным фактором развития инновационной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, регионов и в целом страны. В Российской Федерации продолжается работа в этом направлении путем совершенствования системы государственных закупок, что со временем должно способствовать увеличению закупок инновационной продукции, расширению инновационного производства и, как следствие, улучшению благосостояния населения и усилению государства на мировой арене.


Список литературы

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 18.07.2011№ 223-ФЗ (в ред. от 02.08.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 31.01.2020)
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 31.01.2020)
  3. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 26.07.2019). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 31.01.2020)
  4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 (в ред. от 18.10.2018). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 31.01.2020)
  5. Ермакова, А.В. Специфика закупки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ [Электронный ресурс] // Вестник института госзакупок РАГС. – 2009. – №4. – URL: https://roszakupki.ru/upload/iblock/f8e/3.pdf
  6. Иванова, В.О. Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. – 2013. — № 15(237). – С. 77-83. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-kak-instrument-prinuzhdeniya-k-innovatsiyam-promyshlennogo-sektora-ekonomiki
  7. Сироткина, Н.Г. Реализация инновационного потенциала государственных закупок в России [Электронный ресурс] // Управленческие науки. 2017. – № 3. – С. 59-67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/realizatsiya-innovatsionnogo-potentsiala-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii
  8. Шувалов, С.С. Государственные закупки как механизм стимулирования модернизации российской экономики. Научный доклад [Электронный ресурс] – М.: Ин-т экономики РАН, 2015. – 50 с. – URL: https://inecon.org/docs/Shuvalov_20151110.pdf