УДК 37

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССНОГО ЧАСА

№23,

Педагогические науки

Адыг-Тюлюш Айлана Бадыевна


Ключевые слова: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; ЛИЧНОСТЬ; КЛАССНЫЙ ЧАС; SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION; PERSONALITY; CLASS HOUR.


Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.Недостатки и просчеты духовно-нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Для формирования готовности младших школьников к духовно- нравственному становлению и развитию, готовности к саморазвитию нравственных черт необходимо учитывать потребности, мотивы, чувства и переживания, окружающую среду и наличный уровень знаний о взаимоотношениях между людьми — такой точки зрения придерживаются И.И. Чеснокова, Л.И. Рувинский, Г.Е. Залесский, Е.В. Субботский. Успех работы в области духовно-нравственного воспитания очевиден только в тех случаях, когда знания о нравственных качествах находят свое отражение в практической деятельности, от которой воспитанники получали бы положительные переживания.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость [6, с. 41].

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система духовно-нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств [2, с. 77].

Ж. Пиаже было установлено, что в период от 5 до 12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, – это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого — так считает С.П Рубинштейн [3, с. 159].

С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь [5, с. 167].

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать духовно-нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

В духовно-нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, который помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция А.Н. Леонтьева: «личность тоже «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [3, c. 59].

Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства.

Психическая зрелость детей к началу школьного обучения, по мнению Г.С Абрамовой, не может быть высокой, но она – «важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений» [1, с. 60].

Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только упражняясь в нравственных поступках.

Непосредственное влияние на приобретение духовно-нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер.

Здесь мы подходим к вопросу о значимости единства трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т.е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное – на этом акцентирует свое внимание И.С. Артюхова.

Проблема духовно-нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение духовно-нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование духовно-нравственной личности.

С этой точки зрения и «необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого», — так считает Н.И. Болдырев.

Работая над проблемами духовно-нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственной воспитанности, если не освоен первый.

На третьем уровне (к 12–14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

Формирование нравственности происходит в школе в течении всего учебно-воспитательного процесса на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Для духовно-нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит каждого школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

В практике воспитательной работы далеко не всегда учитывают возрастную духовно-нравственную самостоятельность школьников. Длительное время поведения учащихся организовано так, что они находятся под прямым контролем учителя или коллектива, а это нередко отрицательно сказывается на нравственном развитии детей, видимые результаты которого проявляются у них позже, в подростковом возрасте, — нельзя не согласиться с точкой зрения Н.В. Архангельского.

Исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, Л.М. Фридманом), а также возможности учебного-воспитательного процесса (В.В. Зенковский, Б.Т. Лихачев и др.) позволяют сделать вывод о необходимости формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности уже в начальной школе. В младшем школьном возрасте происходит расширение информации об интересующих объектах, а, следовательно, и о способах удовлетворения своих интересов, поскольку ученик становится способным к социальной рефлексии, ориентированной на «значимого» другого как носителя нового знания, внешних оценок, ценного опыта. Самоорганизация младшего школьника заключается в составлении и реализации распорядка дня, на котором отрабатывается умение распоряжаться собственным временем. Самореализация связана с желанием «выглядеть учеником», быть успешным в новой деятельности, быть признанным в этой деятельности сверстниками и взрослыми.

Самоопределение младшего школьника носит конкретный характер. В его основе лежит умение делать выбор в противоречивых ситуациях при взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми Элементы самопознания прослеживаются тогда, когда ребенок, основываясь на жизненной ситуации, делает вывод о наличии или отсутствии некоторых качеств своей личности. Учащиеся четко определяют, чего они опасаются, с кем они поступили хорошо, а с кем плохо. В младшем школьном возрасте ученики не обладают внутренним самоконтролем и способностью воздействовать на свой организм, то есть не владеют механизмами саморегуляции. Они постепенно учатся корректировать свои эмоция, опираясь на рекомендации «значимых» людей, у них возникает желание стать лучше. Дети выбирают свой идеал, копируют формы поведения своего кумира или значимого для себя человека.

Таким образом, новое содержание начального образования открывает новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет и содержание образования, и личность, учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, направляющих развитие детей и определяющих особенности их формирования. Одна из задач школы по формированию готовности к духовно-нравственному самоопределению – правильно организовать деятельность ребенка не только в учебной, но и во внеурочной деятельности, которая менее регламентирована и предоставляет педагогу свободу в выборе воспитательных форм.


Список литературы

  1. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 13-17.
  2. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2018. – 480 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – 3-е
  4. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. – М.: Просвещение, 2016. – 268 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: URSS, 2016. – 304 с.
  6. https://www.bestreferat.ru/referat-188418.html